Программа «Будущее Белой металлургии» стала одной из первых в России, где за основу взята немецкая практика дуального обучения. Она стартовала практически сразу после запуска высокотехнологичных трубных производств на Урале и была нацелена на то, чтобы обеспечить эти производства квалифицированными рабочими кадрами. Общая сумма инвестиций в образовательную программу составила более 1,5 млрд рублей. 

 

На производствах белой металлургии для новых видов рабочих мест нужны были не просто умелые и лояльные работники, а осознанные вовлеченные сотрудники, обладающие навыками четырех-пяти профессий, высокой гибкостью и адаптивностью – те, кто готов к постоянным изменениям, постоянному переобучению, повышению квалификации и личностному развитию. «Тогда под руководством инициатора программы – на тот момент владельца Группы ЧТПЗ Андрея Комарова – специалисты компании и Первоуральского металлургического колледжа изучили и познакомились с лучшими практиками реализации программ среднего профессионального образования. Команда посетила в рамках ознакомительного визита колледжи нескольких стран: Германии, США и Японии и остановилась на немецкой модели» – говорит Иван Фионов, руководитель учебного центра АНО «Институт развития дуального образования» (оператор программы «Будущее Белой металлургии»).

В основе – наставничество

Ключевым преимуществом этой системы является практико-ориентированный подход – 60 % времени обучения студенты уделяют освоению и отработке практических навыков и 40 % времени уделяется необходимой для этого теории. Благодаря применению такого подхода в течение срока обучения (3 года и 10 месяцев) студенты могут освоить две основные и две смежные профессии, получить квалификационные разряды и реальный производственный опыт не менее 1,5 года.

Программа «Будущее Белой металлургии» стала первой в России, получившей сертификат соответствия немецкой образовательной модели дуального образования международного концерна TÜV Rheinland (ТЮФ Рейнланд) – инфраструктурной модели, ориентированной на практическую подготовку кадров для реального производства. В ходе аудита комиссия изучила инфраструктуру, документацию и методическую базу, а также оценила соотношение теоретической и практической частей подготовки студентов.

Важной составляющей немецкого дуального образования является система наставничества, которая также взята за основу при реализации программы «Будущее Белой металлургии».

–Для того чтобы стать наставником, кандидат должен обладать 5-летним опытом работы на производстве (в Германии действует такая же норма) и уровнем квалификации не ниже 4-го разряда по профессии (для некоторых профессий – только высший разряд). «У нас в рамках образовательной программы разработана собственная методология отбора, оценки, обучения и мотивации наставников. Кроме того, система наставничества продолжает действовать во время службы выпускников в армии. С 2012 года благодаря соглашениям с Министерством обороны России и региональными правительствами студенты проходят обязательную военную службу в подшефных воинских частях. За счет такого сотрудничества воинскую службу уже прошли 285 выпускников», – продолжает Иван Фионов. Налажено взаимодействие наставников с производства, воинскими частями, преподавателями колледжа, которые помогают солдатам-срочникам актуализировать знания и после армии возвращаться на производство и при желании успешно продолжать обучение в вузе.

Теоретическое обучение по программам, согласованным со стороны работодателя и соответствующим специализации предприятия, проводят 60 педагогов колледжей. 100 % преподавателей программы проходят обязательную стажировку на производствах. По словам руководителя учебного центра, все это позволяет с каждым годом набирать обороты по показателям трудоустройства выпускников – в среднем 91 % студентов оставался работать в штате градообразующего предприятия.

Только востребованные навыки

Подготовка студентов программы «Будущее Белой металлургии» ведется по востребованным промышленными производствами специальностям и профессиям (из которых среди студентов наиболее популярны: технологи трубного производства, механики, электрики, слесари контрольно-измерительных приборов и автоматики, сталевары) и компетенциям (мехатроника, робототехника, аддитивные технологии, промышленный монтаж).

За время работы программы подготовлено 1653 молодых квалифицированных рабочих и специалистов. Еще 748 студентов в настоящее время проходят обучение.

Программа «Будущее Белой металлургии» одной из первых в России подключилась к международному движению WorldSkills. Студенты – многократные призеры и победители чемпионатов рабочих профессий по методике WorldSkills в компетенциях «Промышленная робототехника», «Промышленная механика и монтаж», «Реверсивный инжиниринг» и др. За время участия в движении WorldSkills завоевано 188 медалей разного достоинства.

Современное учебное оборудование

В лабораторном комплексе функционирует оборудование немецких компаний Festo и Lucas-Nulle. Обучение в каждой из лабораторий позволяет студентам получить практические навыки работы по направлениям: автоматизация технологических процессов, основы электроники и электротехники, мехатроника и др. Помимо этого, здесь располагаются лаборатории по реверсивному инжинирингу, физике, химии, металловедению.

В учебно-производственном цехе площадью около 3 тыс. кв. м установлено более 200 единиц современного оборудования на нескольких отдельных участках: слесарный, сварочный и механические участки, а также участки электромонтажа и промышленной автоматики, холодного и горячего проката труб, промышленной робототехники с роботами Kuka, промышленной механики и монтажа. На всех участках цеха реализуется наглядная система организации рабочего места, использующая в своей основе визуализацию и 5S – принципы бережливого производства. С целью обучения основам повышения производительности труда в Образовательном центре успешно реализуется проект «Бережливый колледж», частью которого является уже привычная студентам цифровая среда.

«Программа «Будущее Белой металлургии» является единственным участником пилотного проекта по внедрению персонализированного образования на цифровой образовательной платформе в системе СПО. Ее цель – создать условия для максимальной реализации личностного потенциала каждого учащегося. В рамках программы «Будущее Белой металлургии» в 2019–2020 учебном году был применен новый подход в обучении. С текущего года платформа охватывает 100 % студентов» – продолжает руководитель учебного центра.

Профориентация

«В последние несколько лет выстраивается полноценная система непрерывного профессионального образования. Профориентационная работа начинается с детского сада, где специалисты программы проводят тематические игры на знакомство с профессиями. Например, сегодня в моногороде Первоуральске Свердловской области в программу ранней профориентации вовлечены 11 % детей дошкольного возраста, более 70 % учащихся 6–9-х классов, а также их родители»- отмечает Иван Фионов.

Одним из этапов развития профориентационной работы стал запуск современных классов технологии в 12 школах города. Проект реализован на средства, выделенные из бюджета правительства Свердловской области. Специалисты программы «Будущее Белой металлургии», в свою очередь, оказали сопровождение при оснащении классов, а также провели обучение работе с оборудованием технического профиля для школьных преподавателей технологии.

Такой широкий охват дает свои результаты – приемная кампания 2021 года продемонстрировала существенный рост популярности среднего профессионального образования и, в частности, специальностей программы «Будущее Белой металлургии»– конкурс при поступлении в колледж выпускников 9-го класса составил в среднем 2,5 человека на место, а по некоторым специальностям – более 3 человек на место.

Гарантированные меры поддержки

Со 2-го курса после прохождения отбора студенты образовательной программы могут заключить договора целевого обучения в СПО. Отбор производится после рейтинговой оценки, основанной на результатах теоретического и практического обучения в конце первого года. Те, у кого высокие показатели в учебе и труде, получают офферы от компаний-партнеров программы, если принимают решение связать свою жизнь с производством, что гарантирует меры социальной поддержки и трудоустройство по профессии на 3 года после получения диплома колледжа.

Расширенный перечень мер социальной поддержки студентов-целевиков включает в том числе ежедневную дотацию на питание, повышенную стипендию при успешной сдаче сессии, оплачиваемую практику, возможность участия в чемпионатах WorldSkills.

Новый этап

«Будущее Белой металлургии» реализуется на основе государственно-частного партнерства совместно с региональными органами власти в Свердловской области и Республике Татарстан, где проект носит название «Колледж будущего Татарстана» и готовит рабочие кадры для нефтяного машиностроения.

«Сегодня программа переходит на новый серьезный этап. Опыт подготовки кадров для одного клиента-работодателя будет масштабирован на оказание образовательных услуг целым отраслям. В поле деятельности войдет не только металлургическая отрасль, но и горнодобывающая» – продолжает Иван Фионов.

С этого года программа «Будущее Белой металлургии» предлагает промышленным предприятиям подготовку специалистов в рамках профессионального образования и дополнительного профессионального образования (лицензия № 20501 от 28.04.2021).

Ключевыми партнерами программы уже стали ведущие промышленные корпорации в России. В рамках соглашения предприятия-партнера, колледжа и образовательной программы ведется совместная деятельность по подготовке, переподготовке и повышению квалификации рабочих и специалистов среднего звена. Обучение будущих специалистов происходит по практико-ориентированным образовательным программам на базе Первоуральского металлургического колледжа и Образовательного центра.

Е. СОЛОВЬЁВА

 

Фото предоставлены Учебным центром АНО «Институт развития дуального образования»