О РОЛИ СОВЕТА ПО ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ КВАЛИФИКАЦИЯМ В НЕФТЕГАЗОВОМ КОМПЛЕКСЕ В НАЦИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЕ КВАЛИФИКАЦИЙ, О РАБОТЕ С ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ СООБЩЕСТВОМ, О ТОМ, КАК ОТСТРОЕН МЕХАНИЗМ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОБЩЕСТВЕННОЙ АККРЕДИТАЦИИ В НЕФТЕГАЗОВОЙ ОТРАСЛИ И ПОЧЕМУ У ОБРАЗОВАНИЯ НИЗКИЙ УРОВЕНЬ МОТИВАЦИИ К ПРОВЕДЕНИЮ ПОА, РАССКАЗЫВАЮТ ИВАН МАТЛАШОВ, СОВЕТНИК ГЕНЕРАЛЬНОГО ДИРЕКТОРА ПАО «ГАЗПРОМ НЕФТЬ», ПАВЕЛ ИВАНОВ, ДИРЕКТОР ЧУ «ГАЗПРОМ ЦНИС», РУКОВОДИТЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ, НАДЕЛЕННОЙ ПОЛНОМОЧИЯМИ СПК НГК, И.О. ПРЕДСЕДАТЕЛЯ СПК НГК.

 

От редакции: пока готовился номер, ушел из жизни советник генерального директора ПАО «Газпром нефть», председатель Совета по профессиональным квалификациям в нефтегазовом комплексе Иван Андреевич Матлашов. Иван Андреевич руководил СПК НГК с 2015 по 2021 год. 

Иван Андреевич, СПК НГК представляет сегмент, в котором трудятся примерно 40% от общего числа занятых в топливно-энергетическом комплексе России. Каким образом Совет формирует комплексное представление о сложившихся тенденциях на рынке труда нефтегазового комплекса?

И. М.: В составе СПК НГК сегодня свыше 56% членов — представители крупнейших компаний-работодателей нефтегазового комплекса, а работодатель представлен ключевым участником системы профессиональных квалификаций в нефтегазовом комплексе. Это позволяет утверждать, что Совет является полноправным и авторитетным органом управления, обеспечивающим развитие отраслевой и национальной системы профессиональных квалификаций.

Совет ежегодно проводит мониторинг рынка труда нефтегазового комплекса. Информация, представленная в отчетах и аналитике по рынку труда, позволяет выявить появление новых профессий, изменения в наименованиях и перечнях отраслевых профессий, проанализировать уровень заработной платы, оценить пол и возраст работников, состояние и динамику их численности. Эти данные используются для оценки и анализа состояния и условий труда работников, эффективности системы профессионального образования, а также при разработке политики привлечения и удержания работников.

Прогноз появления новых должностей и профессий является основой для управленческих решений СПК НГК, руководителей компаний нефтегазового комплекса, руководителей отраслевых и профильных учебных заведений высшего и среднего образования.

Для определения основных профессий рабочих и должностей служащих в нефтегазовом комплексе, с учетом современных организационно-технических условий развития комплекса СПК НГК сформировал, утвердил и ежегодно актуализирует Справочник профессий рабочих и должностей служащих нефтегазового комплекса. Всего в Справочник включено 758 профессий рабочих и должностей служащих, из них: профессий рабочих — 136, должностей служащих — 622.

Справочник профессий позволяет решать ключевые задачи при разработке профессиональных стандартов, документов в области системы квалификаций нефтегазового комплекса, требующих определения основных (профильных) профессий (должностей) отрасли и т. д. СПК НГК наделен полным объемом полномочий в отношении 77 утвержденных профессиональных стандартов (видов профессиональной деятельности), основными организациями-разработчиками которых являются крупные компании-работодатели. Ежегодно на основании предложений профильных организаций Совет определяет потребность в разработке профессиональных стандартов нефтегазового комплекса и утверждает перечень профессиональных стандартов, запланированных для разработки или актуализации на следующий календарный год.

Совет наделил полномочиями проведения независимой оценки квалификации в нефтегазовом комплексе четыре организации: ООО «Газпром Персонал», ООО «ЛУКОЙЛ-Технологии», ООО «Региональный центр оценки квалификаций нефтегазового комплекса», «СОПКОР». На сегодняшний день независимую оценку квалификации прошли более 7 тыс. человек. По результатам профессиональных экзаменов выдано более 3,5 тыс. свидетельств о квалификации и 3,4 тыс. заключений о прохождении профессионального экзамена.

 

Павел Евгеньевич, Совет четвертый год проводит профессионально-общественную аккредитацию основных профессиональных образовательных программ, программ профессионального обучения, дополнительных профессиональных программ…

 П. И.: Работа СПК НГК по проведению аккредитации основных профессиональных образовательных программ высшего и среднего профессионального образования началась в 2016 году. Согласно Решению Национального совета при Президенте РФ по профессиональным квалификациям от 28.06.2016, полномочиями по проведению ПОА в интересах нефтегазового комплекса было наделено ЧУ «Газпром ЦНИС».

С учетом общих требований к проведению ПОА разработан и утвержден Порядок проведения ПОА образовательных программ в интересах нефтегазового комплекса. В этом документе определены правила обращения образовательных организаций в аккредитующую организацию СПК НГК по вопросу проведения аккредитации образовательных программ, требования к квалификации экспертов, привлекаемых к проведению аккредитации, правила проведения процедуры ПОА и оформления результатов аккредитации, а также порядок подачи апелляций в случае несогласия образовательной организации с решением, принятым по результатам ПОА.

В качестве методической помощи организациям, которые осуществляют образовательную деятельность по подготовке к аккредитации, Совет разработал инструкции, методические материалы по проведению образовательной организацией самообследования образовательной программы, а также инструктивно-методические материалы для экспертов по проведению аккредитационной экспертизы образовательной программы на соответствие установленным критериям и показателям ПОА.

 

Как формировался и формируется пул экспертов по проведению профессионально-общественной аккредитации?

П. И.: СПК НГК аккредитовал, сформировал базу и привлек к деятельности по проведению ПОА более 750 высококвалифицированных экспертов из различных регионов Российской Федерации по всем закрепленным за СПК НГК видам профессиональной деятельности (профессиональным стандартам), большинство из которых обладают опытом экспертной и/или преподавательской работы.

В качестве экспертов аккредитованы представители профессионального сообщества — руководители и ведущие специалисты компаний ПАО «Газпром», ПАО «Газпром нефть», ПАО «ЛУКОЙЛ», ПАО «НК «Роснефть», ПАО «НОВАТЭК», ПАО «Транснефть», работники профильных научно-исследовательских организаций и проектных институтов, представители некоммерческих и общественных организаций нефтегазового комплекса. Состав экспертов ежегодно расширяется с учетом расширения полномочий Совета и закрепления за СПК НГК новых видов профессиональной деятельности (профессиональных стандартов).

В 2018 году Совет начал заниматься аккредитацией образовательных программ дополнительного профессионального образования, а в 2021 году реализуется пилотный проект по проведению ПОА программ повышения квалификации.

Сколько образовательных организаций приняли участие в процедуре ПОА?

П. И.: Начиная с 2016 года в процедуре ПОА в интересах нефтегазового комплекса приняли участие 15 образовательных организаций, аккредитовано более 140 основных профессиональных образовательных программ высшего и среднего профессионального образования, профессионального обучения, дополнительного профессионального образования по более чем 180 профессиональным стандартам нефтегазового комплекса. Расширяется состав образовательных  организаций, которые осуществляют сотрудничество с СПК НГК. С увеличением количества профессиональных стандартов нефтегазового комплекса возрастают возможности образовательных организаций по разработке и актуализации образовательных программ с целью их последующей аккредитации на соответствие профессиональным стандартам. Руководители образовательных организаций, прошедших процедуру ПОА, оценивают аккредитацию как эффективный механизм  оценки  и  признания работодателем  качества оказываемых образовательных услуг, рассматривают оценку СПК НГК как конкурентное преимущество на рынке образования.

Таким образом, сегодня с уверенностью можно говорить о том, что в нефтегазовом комплексе создана и эффективно функционирует система ПОА образовательных программ, позволяющая работодателю эффективно взаимодействовать с образовательным сообществом по вопросу улучшения качества профессионального образования.

Можете ли вы назвать ключевые проблемы, связанные с применением этого инструмента?

П. И.: В сфере ПОА СПК НГК и ЧУ «Газпром ЦНИС» занимают лидирующую позицию среди советов по профессиональным квалификациям, и наш опыт позволяет говорить о ключевых проблемах, снижающих эффективность применения этого инструмента работодателями:

  • незначительный вес результатов ПОА в реализации государственной образовательной политики — результаты аккредитации, ее наличие или отсутствие практически не влияют на установление контрольных цифр приема и в целом не влияют на распределение ресурсов между образовательными организациями высшего и среднего профессионального образования;
  • законодательно не определен механизм учета результатов ПОА при проведении государственной аккредитации образовательных программ;
    качество проводимой профессионально-общественной аккредитации. Данной темы нет в повестке обсуждения на федеральном уровне; отсутствуют единые механизмы мониторинга и контроля, а также прекращения деятельности недобросовестных аккредитующих организаций

Важным является вопрос возможности работодателей системно влиять на качество дополнительного профессионального образования, в частности на качество реализуемых программ профессиональной переподготовки.

Так, в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и приказом Министерства образования и науки России от 01 июля 2013 года № 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам», образовательная организация, имеющая лицензию на осуществление образовательной деятельности программы профессиональной переподготовки, выдает слушателям, успешно освоившим программу профессиональной переподготовки и прошедшим итоговую аттестацию, диплом о профессиональной переподготовке. Квалификация, указываемая в дипломе, дает его обладателю право заниматься новым видом профессиональной деятельности и (или) выполнять конкретные трудовые функции, для которых в установленном законодательством Российской Федерации порядке определены обязательные требования к наличию квалификации по результатам дополнительного профессионального образования, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

С учетом этого во многих случаях профессиональная переподготовка в соответствии с положениями профессиональных стандартов фактически «приравнивается» к высшему образованию.

Законодательство в области дополнительного профессионального образования определяет, что программы профессиональной переподготовки должны иметь установленную структуру, образовательными организациями должны обеспечиваться необходимые организационно-педагогические условия реализации программ, а содержание таких программ должно разрабатываться на основании установленных квалификационных требований, профессиональных стандартов и требований соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального и (или) высшего образования к результатам освоения образовательных программ.

Выполнение данных требований образовательными организациями, реализующими программы профессиональной переподготовки, сегодня может быть определено лишь в результате относительно редких плановых проверок, проводимых федеральным органом исполнительной власти по контролю и надзору в области образования и его территориальными органами. При этом проверка качества содержательной части программ профессиональной переподготовки является трудноконтролируемой для надзорных органов.

Что необходимо сделать, чтобы повысить востребованность ПОА у учреждений образования?

П. И.: Чтобы уменьшить число возражений и сомнений в правомерности приравнивания квалификации, полученной по результатам обучения по основным профессиональным образовательным программам высшего или среднего профессионального образования и соответствующим им программам профессиональной переподготовки, представляется правильным разработать федеральный механизм мотивации образовательных организаций к проведению ПОА программ профессиональной переподготовки или групп программ, например связанных с безопасностью человека, общества и государства, которым соответствуют практически все виды профессиональной деятельности нефтегазового комплекса.

При этом проведение ПОА программ повышения квалификации, имеющих в большинстве случаев короткий жизненный цикл и ориентированных на «узкие» задачи работодателя, представляется нецелесообразным.

В совокупности указанные факторы обусловливают низкий уровень мотивации образовательных организаций к проведению ПОА реализуемых образовательных программ и, как следствие, отсутствие возможности у работодателей системно влиять на качество образования и нести за это ответственность.

Таким образом, с нашей точки зрения, сегодня требуется ревизия нормативного правового обеспечения реализации механизма ПОА образовательных программ.

 

СПРАВКА

Национальный совет при Президенте РФ по профессиональным квалификациям своим решением от 30.09.2015, протокол № 12, наделил полномочиями СПК НГК Частное учреждение «Центр планирования и использования трудовых ресурсов Газпрома» (ЧУ «Газпром ЦНИС»). СПК НГК является постоянно действующим коллегиальным органом управления, созданным по инициативе общественных организаций и крупных компаний нефтегазового комплекса.
В состав СПК НГК входят статс-секретарь — заместитель Министра энергетики России, председатель Комитета Государственной Думы РФ по энергетике, представители крупнейших компаний-работодателей нефтегазового комплекса (ПАО «Газпром», ПАО «ЛУКОЙЛ», ПАО «НК «Роснефть», ПАО «Транснефть», ПАО «Татнефть» и др.), руководители общественных организаций (Общероссийской общественной организации «Союз нефтегазопромышленников России», Общероссийского профессионального союза работников нефтяной, газовой отраслей промышленности и строительства), представители образовательных организаций (РГУ нефти и газа (НИУ) им. И. М. Губкина), НП «Развития инноваций топливно-энергетического комплекса «Национальный институт нефти и газа» и др.

 Е. РОЖДЕСТВЕНСКАЯ