+

Десять лет развитию национальной системы квалификаций Российской Федерации: результаты и перспективы

18 дек, 2024 | Главная тема

ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ


Российская экономика и бизнес демонстрируют высокую адаптивность и способность уверенно развиваться в условиях жестких внешних ограничений. Это стало возможным в том числе благодаря реализации целого ряда стратегических решений, позволивших улучшить качество деловой среды, системы подготовки кадров для экономики, синхронизировать развитие сфер образования и труда. Одно из таких решений — создание национальной системы квалификаций (НСК).

Ведущую роль на первом этапе взял на себя Российский союз промышленников и предпринимателей. Совместно с представителями профессиональных сообществ, государственными институтами он инициировал создание новых правовых, организационных и методических форматов диалога работодателей и системы образования.

В целом национальная система квалификации организационно оформилась в 2014 году, так, высший управляющий орган НСК — Национальный совет при Президенте РФ по профессиональным квалификациям — был создан указом Президента РФ от 16 апреля 2014 года № 249. В него вошли представители объединений работодателей, профсоюзов, федеральных органов исполнительной власти, руководители образовательных организаций.

В том же году НСПК наделил полномочиями несколько советов по профессиональным квалификациям, объединивших профессиональные сообщества и обеспечивших возможность участия представителей работодателей в реализации механизмов НСК.

В 2021 году Национальным советом была одобрена Стратегия развития НСК на период до 2030 года. Документ определил задачи формирования современной системы профессиональных стандартов и наращивания кадрового потенциала экономики, отвечающего современным вызовам технологического развития.

С момента формирования современной национальной системы квалификаций к настоящему времени было в целом обеспечено решение поставленных перед нею задач. За прошедшие 10 лет удалось сформировать правовые, методические, цифровые, организационные инструменты, необходимые для полноценного функционирования системы, создать основу для трансляции требований работодателей в содержание образовательных программ.

Утверждено более 1,6 тыс. профессиональных стандартов и почти 3,7 тыс. квалификаций, что составляет порядка 80% видов профессиональной деятельности, востребованных на нашем рынке труда.

Сформировано 46 советов по профессиональным квалификациям, объединивших ведущие отраслевые объединения работодателей, организации профессионального сообщества, представителей крупнейших производственных предприятий и университетов.

В 86 регионах России и в шести зарубежных странах создано 2 тыс. мест проведения профессиональных экзаменов — центров оценки квалификации и экзаменационных площадок, более 480 тыс. человек прошли независимую оценку квалификации.

Более 1 тыс. образовательных программ вузов и колледжей получили профессионально-общественную аккредитацию, согласно требованиям, установленным Национальным советом и советами по профессиональной квалификации.

Обеспечивается экспертиза разрабатываемых федеральных государственных образовательных стандартов и примерных образовательных программ на соответствие их требованиям профессиональных стандартов

Отмечу, что в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» профессиональные стандарты служат ориентиром для образовательных программ вузов и колледжей.

Таким образом, через механизмы национальной системы квалификаций система профессионального образования получает необходимые вводные об актуальных требованиях рынка труда к знаниям и умениям работников.

АКТУАЛЬНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ

Среди важнейших решений, связанных с дальнейшим развитием механизмов национальной системы квалификаций, реализуемых в настоящее время, отмечу следующие.

Во- первых, следует выделить запуск реализации целевой модели обновления системы профессиональных стандартов, разработанной Минтрудом России и одобренной Национальным советом при Президенте РФ по профессиональным квалификациям в сентябре 2024 года.

В соответствии с Целевой моделью, в частности, предполагается обеспечить формирование механизма квалификационных характеристик, утверждаемых напрямую советами по профессиональным квалификациям.

Этот механизм должен позволить обеспечить ускоренное включение описания новых возникающих на рынке труда требований к знаниям и умениям работников в содержание образовательных программ высшего образования, а также СПО и ДПО.

В пилотном формате с участием советов по профессиональным квалификациям уже разработаны 62 квалификационные характеристики в таких сферах, как здравоохранение, строительство, сельское хозяйство, машиностроение, деревообрабатывающая и бумажная промышленность, добыча полезных ископаемых, общественное питание.

Во- вторых, необходимо отметить важность задачи по масштабированию практики совмещения государственной итоговой аттестации и независимой оценки квалификации.

Такой механизм обеспечивает формирование значимых стимулов для максимально полного освоения студентами образовательных программ в соответствии с требованиями профессиональных стандартов, а также для включения в содержание образовательных программ практико-ориентированных компонентов.

В настоящее время, в соответствии с поручением Президента РФ на расширенном заседании президиума Госсовета в сентябре прошлого года, подготовлен законопроект, направленный на признание демонстрационного экзамена в рамках механизмов независимой оценки квалификации.

Не менее значима реализация механизмов совмещения независимой оценки квалификаций и итоговой аттестации в рамках системы высшего образования.

В течение 2 лет Минобрнауки России, Рособрнадзором и Национальным агентством развития квалификаций более чем в 30 университетах, в соответствии с поручением Президента РФ, был реализован соответствующий пилотный проект. Считали бы необходимым обеспечить масштабирование этой практики на территорию всей страны.

В- третьих, важной предпосылкой повышения качества профессиональных образовательных программ является максимальное расширение практики участия работодателей в их разработке и реализации.

Так, следует отметить, что и федеральный проект «Профессионалитет», и федеральный проект «Передовые инженерные школы» направлены на поддержку механизмов такого вовлечения работодателей во взаимодействие с вузами и колледжами.

Необходимо сделать следующий шаг в расширении масштабов реализации таких механизмов, переводя их из статуса «лучшей практики», поддерживаемой на конкурсной основе, в формат «обязательного к реализации».

В сфере высшего образования среди приоритетов я бы отметил важность масштабного запуска программ прикладного проектного обучения, предполагающего, в частности, реализацию студентами инженерных или иных проектов, инициированных предприятиями — индустриальными партнерами.

Также необходима целенаправленная поддержка создания совместных структурных подразделений — базовых кафедр, лабораторий, институтов, обеспечивающих совмещение исследовательских и образовательных задач. Передовые инженерные школы — это только один из возможных форматов системного партнерства между бизнесом и вузами.

Считаю, что число поддерживаемых государством подобных форматов должно расширяться, в частности, на сферу прикладных и поисковых исследований, когда студенты и аспиранты, обучаясь, одновременно участвовали бы в научных разработках по наиболее востребованным российскими компаниями тематическим направлениям.

В этой связи перспективным является формирование научно-производственных объединений, работа над апробацией такого формата при поддержке профильного комитета РСПП сейчас начинается.

Также успешной практикой является участие представителей организаций-работодателей в деятельности академических советов образовательных программ вузов, позволяющее им оказывать прямое воздействие на актуализацию содержания профильных курсов в части профессиональных компетенций.

В сфере среднего профессионального образования необходимо обеспечить поддержку полномасштабному внедрению практики обучения на производстве, под конкретные рабочие места и технологии, с вовлечением в образовательный процесс работников предприятий и использованием при обучении их технической документации.

В качестве индикаторов успешности проводимых изменений может рассматриваться, в частности, получение студентами колледжей более высокого рабочего разряда, в том числе через увеличение числа часов производственной практики.

Целесообразно обеспечить увеличение доли студентов колледжей, имеющих частичную занятость, соответствующую профилю их подготовки, в том числе в формате ученических договоров.

Одной из важнейших практических задач должно стать распространение модели взаимодействия работодателей и колледжей, поддерживаемой в рамках федерального проекта «Профессионалитет», на все колледжи страны.

В этой связи считаю крайне полезной и важной реализуемую в Красноярском крае инициативу по реализации краевого проекта «Профессионалитет для всех», в рамках которой все основные форматы федерального «Профессионалитета» — интенсивная практико-ориентированная подготовка, включение в этот процесс работодателей — должны быть перенесены на все 72 образовательные организации СПО в регионе.

При этом уверен, что расширение масштабов партнерства работодателей и образовательных организаций должно осуществляться не только на региональном, но и на отраслевом уровне. Дополнительный импульс его развитию должна придать реализация национальных проектов, разработка которых велась в 2024 году, включая как носящие «сквозной» характер национальные проекты «Кадры» и «Молодежь и дети», так и национальные проекты с отраслевой и технологической фокусировкой.

Напомню, что в соответствии с поручением Президента РФ от 13 июня 2024 года в рамках национальных проектов по обеспечению технологического лидерства было обеспечено формирование отдельных федеральных проектов по опережающей подготовке и переподготовке квалифицированных кадров по соответствующим направлениям.

В результате в 2024 году были разработаны паспорта федеральных проектов, направленных на обеспечение подготовки кадров в рамках национальных проектов «Новые материалы и химия», «Средства производства и автоматизация», «Технологическое обеспечение продовольственной безопасности», «Транспортная мобильность», «Экономика данных» и др.

Уверен, что реализация этих проектов будет наиболее эффективной при условии максимального использования потенциала механизмов национальной системы квалификаций и вовлечения в их осуществление советов по профессиональным квалификациям и базовых организаций СПК.

ЗАДАЧИ НА БУДУЩЕЕ

На заседании Национального совета в декабре 2024 года было принято решение о разработке плана по реализации второго этапа реализации Стратегии развития национальной системы квалификаций на период до 2030 года.

Говоря о задачах развития НСК на современном этапе, необходимо учитывать ситуацию, сложившуюся на рынке труда, связанную с дефицитом квалифицированных кадров. Отсутствие специалистов необходимой квалификации входит, как показывают проводимые РСПП ежегодные исследования делового климата в России, в тройку ключевых ограничений для бизнеса начиная с 2008 года, выйдя на первое место в 2023 году.

А результаты опроса, проведенного нами в сентябре 2024 года, показали, что уже 82,8% опрошенных предприятий1 сталкиваются с дефицитом квалифицированных кадров.

Вторым важнейшим вызовом для системы подготовки кадров является ускорение изменений требований к знаниям и умениям работников, связанное с динамикой технологического развития, новым этапом цифровой трансформации экономики, а также с необходимостью решения задач ускоренного импортозамещения, преодоления санкционных технологических ограничений, повышения производительности труда.

Так, по данным опроса РСПП 2023 года, обучение, повышение квалификации и переподготовку кадров в качестве наиболее значимых мер для обеспечения роста производительности труда выделили 89% опрошенных.

Решение задач преодоления дефицита кадров в решающей степени зависит от обеспечения развития системы непрерывного образования, а также от ускоренной адаптации системы профессионального образования к требованиям рынка труда, связанной с использованием механизмов НСК.

В этой связи отмечу следующие приоритеты дальнейшего развития НСК, которые были обозначены в подготовленном в мае 2024 года. Национальным советом докладе Президенту РФ «О результатах и направлениях развития национальной системы квалификаций Российской Федерации»1 2.

Первое — формирование эффективной системы прогнозирования спроса на профессиональные квалификации, синхронизируемой с прогнозированием рынка труда. Целесообразно обеспечить фокусирование реализуемых СПК механизмов мониторинга рынка труда в целях прогнозирования потребности экономики в кадрах, включая оценку изменений в содержании профессиональной деятельности, выявление формирующихся новых профессий, потребностей в новых знаниях и умениях работников

Второе — повышение гибкости системы профессиональных стандартов и квалификаций, включая запуск носящего открытый характер механизма планирования разработки и актуализации профессиональных стандартов и квалификаций с учетом значимых технологических изменений.

Необходимы обеспечение ускорения сроков экспертизы и утверждения профессиональных стандартов, исключение обязательности отлагательного периода их вступления в силу, поддержка «пакетной» актуализации профессиональных стандартов и квалификаций через выделение сквозных трудовых функций, знаний и умений.

Также требуется обеспечить содействие ускоренной институционализации новых профессий, в том числе через их описание в формате квалификаций и квалификационных характеристик.

Третье — повышение востребованности независимой оценки квалификации, включая предоставление возможности проведения НОК для подтверждения результатов неформального образования (самообразования) через закрепление возможности ее прохождения в случае наличия непрофильного образования. Результаты НОК в случае ее успешного прохождения должны обеспечивать соискателю допуск к осуществлению соответствующего вида профессиональной деятельности на рынке труда.

Целесообразны предоставление возможности включения расходов на НОК в тариф организаций, цены на продукцию которых регулируются государством, расширение практики обязательного прохождения НОК для допуска к осуществлению видов профессиональной деятельности, выполнение работ по которым связано с повышенными рисками.

При этом необходимо обеспечение гарантий качества реализации механизмов НОК (в том числе через восстановление ранее существовавшего механизма бюджетного финансирования проведения апробации проектов оценочных средств) и обеспечение поддержки деятельности по популяризации использования независимой оценки квалификаций в качестве вступительных испытаний при приеме на работу, а также при аттестации.

Четвертое — учет требований рынка труда в программах профессиональной подготовки кадров, включая обеспечение ускоренной актуализации профессиональных образовательных программ с учетом требований профессиональных стандартов, включая поддержку повышения квалификации преподавателей в необходимых объемах.

В условиях ускорения жизненного цикла квалификаций необходимо значительное увеличение доли работников, участвующих в программах дополнительного профессионального образования (ДПО), в том числе через расширение масштабов бюджетного финансирования таких программ, реализацию механизмов налогового стимулирования работодателей к их финансированию, распространение на программы ДПО механизмов государственной поддержки, предоставляемой в целях выдачи кредитов на получение высшего образования.

При этом в целях повышения качества программ ДПО целесообразно масштабирование практики осуществления НОК в рамках итоговой аттестации, а также проведения с участием СПК экспертизы программ ДПО, реализуемых за счет бюджетных средств.

Также целесообразна поддержка внедрения на предприятиях практики наставничества и обучения на производстве, механизмов взаимодействия со стороны предприятий с образовательными организациями (включая повышение квалификации по соответствующим направлениям руководителей и специалистов по управлению персоналом, а также обеспечение предприятий системной консультационной поддержкой с учетом опыта национального проекта «Производительность труда»).

Пятое — развитие советов по профессиональным квалификациям. Сформированные на основе ведущих отраслевых объединений работодателей и профессиональных сообществ СПК и их базовые организации берут на себя лидерские функции по определению текущих и перспективных потребностей рынка труда, обновления содержания профессионального образования, а также развития механизмов профессиональной ориентации.

Высокая востребованность в реализации соответствующего потенциала СПК определяет необходимость дополнительной ресурсной поддержки их деятельности со стороны государства, вовлечения СПК в разработку и реализацию государственных программ, национальных и федеральных проектов, связанных с развитием кадрового потенциала, включения представителей СПК в состав общественно-экспертных советов.

Шестое — развитие информационных систем национальной системы квалификаций, включая их интеграцию с платформенными решениями в области занятости и сферы образования, развитие сервисов в области профессиональной ориентации, независимой оценки квалификации, содействия выбору профессиональных образовательных программ, в том числе через их соотнесение с требованиями профессиональных стандартов.

Седьмое — содействие международной интеграции рынка труда, включая инициирование в рамках ЕАЭС, БРИКС и других интеграционных объединений разработки рекомендаций по квалификационным требованиям к наиболее востребованным профессиям, соглашений о взаимном признании профессиональных квалификаций, формирования межгосударственных рамок квалификаций.

При этом целесообразным является рассмотрение возможности предоставления статуса высококвалифицированных специалистов мигрантам, прошедшим НОК по перечню квалификаций, утверждаемому Правительством РФ.

В целом, подводя итоги первых 10 лет, можно выразить уверенность, что развитие национальной системы квалификаций становится одной из ключевых предпосылок в обеспечении динамичного развития рынка труда и системы профессионального образования, последовательно реализуя принципы эффективного общественно-государственного партнерства и межсекторного взаимодействия.

Возврат к списку