О задачах и перспективах развития Национальной системы квалификаций в современных условиях рассказывает Председатель Национального совета при Президенте РФ по профессиональным квалификациям, Президент Российского союза промышленников и предпринимателей, Председатель Наблюдательного совета Национального агентства развития квалификаций Александр Шохин.
Стремительно меняющийся мир бросает современным работодателям новые вызовы. В сложившейся экономической и политической ситуации необходимость оперативного и при этом качественного решения поставленных задач возрастает многократно.
Заложен прочный фундамент предстоящей работы. В последнее время в стране стартовал ряд значимых проектов, направленных на развитие системы квалификаций, еще ряд инициатив находится в финальной стадии согласования. На мой взгляд, их реализация способна качественно поменять и уже меняет, делает более гибкими и эффективными рынок труда и систему подготовки кадров.
Среди наиболее значимых отмечу федеральный проект «Кадры для цифровой экономики», обеспечивающий не только развитие сектора ИТ, но и формирующий необходимые предпосылки для эффективного внедрения современных цифровых решений во все ключевые отрасли экономики и социальной сферы.
Уже к настоящему времени разработано и актуализировано более 40 новых профессиональных стандартов, обеспечена апробация более 30 новых программ профессионального образования, прошли переобучение более 16 тыс. преподавателей. В эту работу вовлечены 15 советов по профессиональным квалификациям, и мы рассчитываем на дальнейшее расширение масштабов участия СПК с учетом планируемого в перспективе распространения этого проекта на сферу СПО.
В сфере высшего образования отмечу запуск программы «Приоритет 2030», инициатив по созданию 30 передовых инженерных школ и нескольких десятков цифровых кафедр, направленных на повышение уровня профессионального образования за счет партнерства университетов с компаниями-лиде- рами. Стартовала инициатива «Платформа университетского технологического предпринимательства», направленная на развитие востребованных предпринимательских компетенций студентов.
Также в текущем году начата реализация федерального проекта «Профессионалитет», призванного обеспечить качественное изменение системы среднего профессионального образования, который предполагает привлечение к принятию управленческих решений в техникумах и колледжах работодателей, приведение образовательных программ в соответствие с актуальными потребностями рынка труда. А также - масштабирование практики проведения демонстрационного экзамена, в том числе на основе требований профессиональных стандартов.
Минтрудом России в рамках федерального проекта «Содействие занятости» запущена программа переобучения более полутора сотен тысяч безработных и лиц, находящихся под угрозой увольнения. Считаю крайне существенным обеспечиваемый этой программой принципиальный рост доступности качественных и актуальных программ дополнительного образования, позволяющих их выпускникам повысить свою востребованность и конкурентоспособность на рынке труда.
Еще одна важная инициатива, находящаяся в стадии практической реализации, - программа содействия молодежной занятости, разработанная Минтрудом.
В рамках программы предполагается обеспечить реализацию мероприятий в области системного развития механизмов профориентации, снижения рисков незанятости, создания условий для развития механизмов практикоориентированного обучения, профессионального развития молодых людей через совмещение получения образования с трудовой и предпринимательской деятельностью, содействие занятости молодежи, находящейся в трудной жизненной ситуации.
В реализацию программы активно вовлекаются работодатели, и мы рассчитываем на ее успешное осуществление.
Можно говорить о прорыве в решении задач, связанных с реализацией компетенций soft skills в университетах страны. Опросы работодателей показывают, что наличие таких компетенций, как умение работать в команде, эмоциональный интеллект, клиентоориентированность, наряду с узкопрофессиональными компетенциями являются наиболее важными при приеме сотрудника на работу.
Поэтому особенно хочется отметить запуск Автономной некоммерческой организацией «Россия - страна возможностей» системного пилотного проекта по развитию компетенций soft skills у студентов ведущих отраслевых и региональных вузов. При поддержке Национального агентства развития квалификаций в текущем году обеспечено распространение этого проекта уже более чем на полторы сотни пилотных организаций СПО.
Говоря об актуальных задачах развития Национальной системы квалификаций, хотел бы выделить несколько основных.
Во-первых, это ответ на технологические вызовы и связанную с ними трансформацию рынка труда, которая происходит в условиях непростой экономической ситуации.
Необходимы принятие и полномасштабная реализация решений, направленных на обеспечение соответствия системы профессионального образования требованиям работодателей. Многое в этом направлении удалось сделать, но актуальность этой задачи по-прежнему остается высокой.
Здесь на ведущее место выходит гибкость, возможность к быстрой адаптации инструментария Национальной системы квалификаций. В текущем году были внесены изменения в приказ Минтруда, ускоряющие процедуры разработки профессиональных квалификаций. Считаю, что в самое ближайшее время должны быть также приняты решения, ускоряющие процесс согласования новых и актуализируемых профессиональных стандартов, их вступления в силу.
При этом в ведущих отраслях экономики требуется обеспечить синхронизацию задач по актуализации набора профильных профессиональных стандартов, ускоренному обновлению содержания образовательных программ и обеспечению переподготовки преподавательского состава. В этой связи, с учетом опыта проекта «Кадры для цифровой экономики», считаю, что во все ключевые отраслевые госпрограммы и федеральные проекты должен быть включен компонент, направленный на развитие кадрового потенциала, содержащий мероприятия по синхронизированной актуализации набора профильных профессиональных стандартов, обновлению содержания образовательных программ, обеспечению переподготовки преподавательского состава.
Второе - это задача максимального вовлечения работодателей в реализацию образовательных программ вузов и СПО, включая развитие механизмов прикладного проектного обучения, реализацию сетевых образовательных программ, формирование с участием индустриальных партнеров и университетов совместных исследовательских центров, кафедр и лабораторий, включение представителей работодателей в академические советы образовательных программ.
При этом должен быть достигнут синергетический эффект от взаимодействия бизнеса с вузами как в качестве будущего работодателя их выпускников, так и в качестве партнера по реализации совместных исследований и разработок.
Подобный подход, реализуемый в инициативах по развитию передовых инженерных школ, цифровых кафедр, в программе «Приоритет 2030», должен быть распространен с нескольких десятков лидирующих университетов на большую часть вузов страны.
К партнерству с ними должны на системной основе привлекаться ведущие технологические компании, чье участие будет способствовать привнесению в обучение студентов навыков практического использования самых современных и перспективных технологий.
Уверен, что вместе с профильными федеральными министерствами значимую роль в решении этой задачи могут и должны сыграть институты Национальной системы квалификаций - отраслевые советы по профессиональным квалификациям и Национальное агентство развития квалификаций.
Третье - это более активное участие работодателей в оценке программ профессионального образования. Так, должен качественно вырасти масштаб реализации механизмов профессионально-общественной аккредитации образовательных программ. В частности, это может быть обеспечено за счет повышения престижа и репутации этого механизма, через повышение планки требований к аккредитующим организациям, обеспечение учета результатов профессионально-общественной аккредитации при распределении контрольных цифр приема. Соответствующие проекты изменений в законодательство уже подготовлены в рамках деятельности Национального совета при Президенте РФ по профессиональным квалификациям и принципиально согласованы профильными федеральными ведомствами.
Четвертое - это масштабирование механизмов независимой оценки квалификации, позволяющей обеспечить «контроль качества» прохождения программ профессиональной подготовки и повышения квалификации исходя из актуальных потребностей рынка труда и содержания профессиональных стандартов.
Одним из основных приоритетов становится реализация механизма совмещения итоговой аттестации выпускников с проведением независимой оценки квалификации в форме профессионального экзамена.
Подобная практика в системе среднего профессионального образования существует с 2018 года, а с текущего года, в соответствии с поручением Президента РФ, Минобрнауки России и Национальным агентством развития квалификаций пилотный проект был запущен более чем в 20 вузах, обеспечивающих подготовку кадров в сфере энергетики, телекоммуникаций, аграрно-промышленного комплекса, строительства, образования. По результатам пилотного проекта планируется внесение изменений в нормативную базу, обеспечивающих масштабирование такого механизма.
В результате наряду с дипломом вуза выпускник получает свидетельство о независимой оценке квалификации, позволяющей ему рассчитывать на преимущественное внимание работодателей, а руководство университета, бизнес, общественность, исходя из обобщенных результатов проведения независимой оценки квалификаций выпускников, получают объективную информацию об уровне подготовки кадров по соответствующему направлению в вузе.
Кроме того, дополнительную динамику развития механизмов независимой оценки должно обеспечить принятие разработанных поправок в Трудовой кодекс, предусматривающих прохождение обязательной независимой квалификации для профессий, сопряженных с повышенным риском.
Также считаю необходимым обеспечить принятие законодательной инициативы о наделении субъектов Российской Федерации полномочиями по финансированию прохождения гражданами независимой оценки квалификации. Принятие такого решения позволит повысить эффективность программ дополнительного образования и одновременно усилить предпосылки для развития инфраструктуры независимой оценки. Особенно важно, что наделение регионов подобными полномочиями станет весомым стимулом для их активного участия в развитии Национальной системы квалификаций. Соответствующий законопроект уже разработан и находится в стадии межведомственного согласования.
Пятое - это развитие системы непрерывного образования на предприятиях. Отмечу, что здесь мы пока существенно отстаем от стран с современной экономикой.
Приведу достаточно красноречивые, на мой взгляд, цифры. В России ежегодно лишь 12% населения в возрасте 25-64 лет вовлечено в программы непрерывного образования, тогда как в значительной части европейских стран это 40-60%.
На обучение персонала в России работодатели в среднем направляют лишь 0,3% фонда оплаты труда, тогда как в европейских странах - в 5-8 раз больше: 1,7% в среднем и до 2,5% в странах - лидерах.
И здесь требуются дополнительное расширение масштабов государственной поддержки реализации программ ДПО, развитие механизмов налогового стимулирования участия работодателей в системе непрерывного образования.
Так, в соответствии с поручением Президента РФ, данного по результатам декабрьского съезда РСПП, Правительством уже внесен в Государственную Думу законопроект, предусматривающий возможность предоставления работодателям на основании закона субъекта РФ права на применение инвестиционного налогового вычета по налогу на прибыль в размере до 100% суммы имущества [включая денежные средства], безвозмездно переданного образовательным организациям, реализующим программы СПО, имеющие государственную аккредитацию. Законопроект планируется к рассмотрению в рамках осенней сессии.
В целом задачи развития человеческого капитала, гибкости и системы профессиональной подготовки и непрерывного образования выходят на передней план. Уверен, что совместными усилиями мы обеспечим их успешное решение.