+

«Обучение служением» в реализации третьей миссии университета

08 дек, 2023 | №5 2023 | Квалификации XXI века

Цель курса «Обучения служением» — помочь студентам научиться применять свои профессиональные навыки и развивать надпрофессиональные компетенции при решении важных социальных задач и проектов по заказу НКО, социальных предприятий, бизнеса, реализующего программы корпоративной социальной ответственности, государственных и муниципальных учреждений.

В отличие от волонтерской деятельности в университетах, методика «Обучение служением» предполагает академическую нагрузку, становясь частью учебных планов вузов. Студенты посвятят это время общественным проектам, реализация которых сможет быть зачтена как курсовая или дипломная работа, и позволит набрать определенное количество зачетных единиц — «образовательных кредитов».

Таким образом, в рамках внедрения механизма «Обучение служением» делается важный шаг в развитии в университетах практик прикладного проектного обучения, повышении уровня реализуемых образовательных программ. Учитывая, что предложенный механизм может быть интересен не только вузам, уже участвующим в пилотном проекте, но также и потенциальным партнерским организациям, а также вузам, рассматривающим возможность вхождения в этот проект, приведем некоторые важные особенности его реализации.

Организационные решения

В соответствии с методическими рекомендациями, подготовленными Минобрнауки России, Ассоциацией волонтерских центров и НИУ ВШЭ2, предполагается реализация создания проектного офиса, координирующего внедрение и реализацию модуля «Обучение служением». Проектный офис может быть реализован путем создания отдельного структурного подразделения, возложения дополнительных обязанностей на уже существующее подразделение, например Центр проектной деятельности, Добро.Центр, который уже создан в образовательной организации совместно с Ассоциацией волонтерских центров РФ3, либо путем создания рабочей группы из числа педагогических и административных работников вуза и возложения на них соответствующих обязанностей.

Проектный офис может создаваться как на уровне университета в целом, так и на уровне отдельных факультетов. Задачи проектного офиса общеуниверситетского уровня:

  • ведет общую координацию образовательного процесса в рамках реализации модуля «Обучение служением»;

  • обеспечивает подготовку нормативных документов общеуниверситетского уровня, необходимых для создания, улучшения условий реализации модуля;

  • привлекает и взаимодействует с партнерскими организациями, которые могут выступать постановщиками задач для общественных проектов, а также оказывает содействие их взаимодействию с факультетами, включая получение задач от внешних партнеров через единую информационную систему ДОБРО.РФ, формированию и наполнению базы данных социально значимых задач и общественных проектов;

  • организует деятельность кураторов общественных проектов, в том числе их обучение.

  • содействует деятельности проектных офисов факультетов (кураторов проектов), включая оказание консультационной и методической поддержки, организацию их обучения;

Для крупных вузов (более 3 тыс. обучающихся) рекомендуется рассмотреть возможность формирования проектных офисов на уровне факультетов или введения позиции кураторов общественных проектов на уровне факультетов (или иных структурных подразделений) путем обучения действующих преподавателей (или иных сотрудников университета) подходу «Обучение служением». Такие проектные офисы (кураторы):

  • обеспечивают привлечение проектов как от партнерских организаций, так и инициирование собственных предложений студентов и сотрудников университета по реализации общественных проектов совместно с партнерскими организациями;

  • обеспечивают консультирование заявителей общественных проектов, а также следят за правильностью оформления проектной заявки перед запуском проекта;

  • организуют постоянный академический фильтр, обеспечивая соблюдение требований по обеспечению формирования у студентов, участвующих в реализации проектов, необходимых знаний и умений, соответствующих требованиям образовательной программы;

  • формируют сообщество амбассадоров подхода «Обучение служением».

  • инициируют новые образовательные курсы, необходимые для реализации подхода «Обучение служением», в том числе факультативы;

  • обеспечивают оценку результативности проекта после его завершения;

  • обеспечивают формирование и развитие информационных систем сопровождения проектной деятельности;

  • обеспечивают проведение проектных сессий, мониторинг и сопровождение реализации проектов, консультирование обучающихся и преподавателей по вопросам реализации проектов;

  • проводят поиск руководителя проекта из числа сотрудников университета по проектам, поступившим от внешних заказчиков;


Формирование «социального заказа» и установление партнерских отношений с внешними организациями и сообществами

В соответствии с методическими рекомендациями, для подбора «социального заказа» и установления партнерских отношений образовательная организация может:

а) использовать платформу ДОБРО.РФ, где зарегистрировано более 80 тыс. организаций и 95 тыс. проектов. На платформе вуз может найти релевантную для себя организацию4, а также может воспользоваться сервисом подбора «социальных заказов»5, который аккумулирует социальные задачи от разных акторов социальной сферы: некоммерческих организаций и фондов, государственных бюджетных учреждений, социальных учреждений и др.

Сервис поможет отфильтровать задачи по регионам, направлениям реализации, а также выстроить связь с партнером;

б) привлечь потенциальных партнеров и заказчиков, которые будут работать со студентами в рамках проектов «Обучение служением»: некоммерческие организации (НКО), Добро. Центры, региональные органы власти и органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения, социальные предприятия, компании, реализующие программы
корпоративной социальной ответственности.

При этом можно обратиться за консультацией к региональному ресурсному центру добровольчества, ресурсному центру НКО и Добро. Центрам. Контакты указаны на сайте6.
Ресурсные центры добровольчества и Добро. Центр аккумулируют вокруг себя социальных заказчиков и помогут подобрать проверенную организацию, порекомендовать проекты из пула победителей регионального или федерального этапа Международной премии #МЫВМЕСТЕ, оказать поддержку в работе с платформой ДОБРО.РФ.

Кроме того, рекомендуется выстроить работу с региональной общественной палатой, экспертами Агентства стратегических инициатив, региональным межведомственным советом по развитию добровольчества, институтами развития, региональными деловыми объединениями.

Перспективным является привлечение к постановке задач перед студенческими проектами со стороны внешних организаций бывших выпускников университета через клубы выпускников. Также данные о действующих в регионе НКО могут быть получены из следующих источников:

  • сайт Фонда президентских грантов, на котором представлены описания проектов НКО, участвовавших в конкурсах Фонда, с возможностью фильтра по направлениям реализации проектов, городам и регионам базирования НКО и др.;

  • централизованные базы данных и каталоги: примеры каталогов НКО — единая информационная система ДОБРО.РФ;

  • региональные ресурсные центры НКО, ресурсные центры добровольчества.

Данные о действующих социальных предприятиях могут быть получены из следующих источников:

  • Единый Реестр субъектов малого и среднего предпринимательства9 (требуется в базе данных установить фильтр «социальные предприятия») с возможностью фильтра по видам деятельности социальных предприятий, городам и регионам их базирования и др.;

  • каталог социальных предприятий;

  • Центры инноваций в социальной сфере, региональные отделения «Опоры России» и др. В результате университетами может быть обеспечено составление перечня потенциальных партнеров. Рекомендуется изучить сайты и иные информационные ресурсы потенциальных партнеров, составить краткое описание их деятельности, а также сформировать базу контактных данных.

В качестве дополнительного источника данных об организациях — потенциальных партнерах  можно  использовать анализ  публикаций в СМИ с их упоминанием.


Определение круга заинтересованных партнеров среди подразделений университета

К подразделениям, потенциально заинтересованным в сотрудничестве, могут быть отнесены:

  • «функциональные» структурные подразделения, отвечающие за направления, связанные со взаимодействием с внешними организациями, действующие на общеуниверситетском или факультетском уровне: проектный офис, центр образовательной организации, отвечающий за карьерные возможности обучающихся, Добро.Центр и др.;

  • заинтересованные факультеты, исследовательские институты, центры и лаборатории, которые могут относиться как к блоку социально-гуманитарных наук, так и к ИТ-специальностям и другим направлениям.

На этом этапе необходимо:

  • организовать информирование представителей факультетов, исследовательских и административных подразделений образовательной организации о развитии направления взаимодействия с партнерскими организациями, его перспективах, возможных направлениях, форматах реализации, контактных лицах, ответственных за координацию такого сотрудничества;

  • организовать встречи с представителями факультетов и иных подразделений образовательной организации для обсуждения возможностей и перспектив сотрудничества с партнерскими организациями, в том числе вопросов, связанных с интеграцией такого сотрудничества в образовательную и научную деятельность университета.

Организация проектных сессий

Дополнительным условием успешной реализации проектной деятельности студентов может стать проведение проектных сессий, предполагающих привлечение широкого круга заинтересованных внешних организаций, сотрудников университета и студентов в целях определения приоритетных задач реализации студенческих проектов.

При этом возможно обеспечение синергетического эффекта за счет изначальной координации содержания студенческих проектов, позволяющих решать задачи, стоящие не только перед одной партнерской организацией, но на уровне города или региона базирования университета в целом, например по направлениям, связанным с развитием внутреннего и въездного туризма, популяризацией научной деятельности, развитием территориальных кластеров, в т.ч. в сфере инноваций и креативных индустрий.

Формирование набора типовых проектных задач

В целях обеспечения студентов заданиями для реализации общественных проектов важно в дополнение к работе по организации взаимодействия с внешними организациями в качестве постановщиков задач обеспечить подготовку набора «типовых» тематик студенческих проектов, которые могут быть предложены университетом потенциальным партнерам в инициативном порядке.

Тематика таких проектов может формироваться исходя из содержания полученных студентами знаний и умений, по возможности в максимальной степени связанных с их будущей профессиональной деятельностью.

Поддержка реализации практики «Обучение служением»

В 2024 году Национальное агентство при поддержке гранта мэра Москвы для социально ориентированных некоммерческих организаций при участии Ассоциации волонтерских центров, НИУ ВШЭ и ряда других партнеров реализует проект «Программа развития потенциала социально ориентированных НКО, учреждений социальной сферы и сферы культуры за счет партнерства с университетами Москвы».

Цель проекта — развитие взаимодействия между вузами и некоммерческими организациями с применением механизмов прикладного проектного обучения и методики «Обучение служением».

В рамках проекта  будут сформированы и тиражированы лучшие практики обучения служением в университетах Москвы с вовлечением студентов, административного, педагогического и научного персонала вузов.

На первоначальном этапе организаторами будут определены пилотные университеты и НКО — партнеры проекта, работающие в различных сферах: от социальной поддержки населения до экологической деятельности. Затем будут проведены проектные сессии для выработки тем студенческих проектов в рамках «обучения служением».

НАРК окажет консультационную и информационную поддержку участникам проекта, подготовит методические и популяризирующие материалы по работе НКО с вузами в рамках методики «Обучение служением».

В проект Национального агентства «Программа развития потенциала социально ориентированных НКО, учреждений социальной сферы и сферы культуры за счет партнерства с университетами Москвы» планируется вовлечь свыше 5 тыс. студентов и преподавателей московских вузов.

Национальное агентство развития квалификаций приглашает университеты, НКО, учреждения социальной сферы и сферы культуры Москвы принять участие в реализации проекта. Также мы готовы оказать консультационную поддержку в реализации механизмов «Обучение служением» вузам и заинтересованным организациям других регионов страны. По вопросам участия в проекте можно обращаться на официальный адрес Национального агентства: info@nark.ru.

 

От редакции

Возврат к списку