+

Реализация федерального проекта «Кадры для цифровой экономики»: опыт Университета Иннополис

08 дек, 2023 | №5 2023 | Квалификации XXI века



Мария Образцова Директор Института дополнительного образования
АНО ВО «Университет Иннополис»



Екатерина Галиханова Заместитель директора Института дополнительного образования, руководитель ассесмент-центра АНО ВО «Университет Иннополис»

Партнерская сеть

 Чтобы организовать эффективное взаимодействие образовательных учреждений с индустрией, был создан Консорциум, куда вошли вузы и организации СПО из 84 регионов России. К концу 2022 года число его участников достигло 758. В течение 2021–2022 годов Консорциум обеспечил реализацию 61 профильной основной образовательной программы.

Кроме того, по каждому приоритетному направлению были сформированы 11 рабочих отраслевых групп. Они обеспечили экспертно-консультационную поддержку ООЦ, способствуя сотрудничеству реального сектора экономики и системы профессионального образования. В их состав вошли представители федеральных органов исполнительной власти, советов по профессиональным квалификациям, федеральных учебно-методических объединений, вузов и индустрии.

Благодаря масштабу проекта на базе Университета Иннополис в течение 2 лет было открыто восемь представительств в регионах. Они сформировали единую партнерскую сеть и позволили активнее работать с региональными вузами и органами исполнительной власти. Плюс они обеспечили подготовку кадров без отрыва от места работы. Региональные площадки ООЦ были открыты в Москве, Казани, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Самаре, Новосибирске, Ростове-на-Дону и Хабаровске. К концу 2022 года завершили обучение почти 34,3 тыс. преподавателей. Из них 21,3 тыс. человек специализируются по подготовке специалистов различных отраслей экономики и более 13,0 тыс. человек — обучающиеся будущие ИТ-специалисты.

Наибольшее количество слушателей профессорско-преподавательского состава было обучено по следующим отраслевым областям:

  • информационно-коммуникационные технологии — 13 005 человек;

  • образование — 7198 человек;

  • финансовые услуги — 2932 человека;

  • здравоохранение — 2141 человек;

  • обрабатывающая промышленность — 1754 человека;

  • сельское хозяйство — 1674 человека;

  • городское хозяйство —1313 человек;

  • строительство — 1197 человек;

  • добывающая промышленность — 1114 человек;

  • транспортная инфраструктура — 919 человек;

  • энергетическая инфраструктура — 718 человек.

Актуализация программ

К настоящему времени уже 600 тыс. студентов учатся по актуализированным образовательным программам. Результатами обучения также стали сформированные цифровые компетенции у преподавателей и переработанные основные профессиональные образовательные программы. Они внедрены в образовательный процесс и доступны всем желающим (соответствующий реестр свободен к использованию и размещен на сайте Университета). Для выявления лучших практик реализации актуализированных программ был организован конкурс. По его итогам более 1,6 тыс. заявок 76 преподавателей приняли участие в трехдневных очных интенсивах, которые прошли в 11 ведущих вузах страны.

Важно, что после повышения квалификации в проекте ООЦ педагоги высшей школы используют в образовательном процессе не только готовые цифровые решения, но и разрабатывают самостоятельные, в том числе в партнерстве с другими организациями региона или техническими вузами.

Например, Башкирский государственный медицинский университет совместно с Уфимским государственным авиационным техническим университетом создали мобильное приложение HistologyPrac, которое позволяет исследовать тысячи микрофотографий тканей живых организмов.

Студенты и научные сотрудники Казанского государственного института культуры, изучив архивы музеев региона, разработали приложение для виртуального тренажера по изучению текстиля народов Поволжья. Конкурс раскрыл много таких показательных примеров.

Совместно с организациями высшего образования Университет Иннополис актуализировал основные профессиональные образовательные программы путем включения в них компонентов, формирующих профессиональные компетенции. Также были актуализированы индикаторы достижения универсальных и общепрофессиональных компетенций, направленных на применение цифровых технологий. Всего к концу 2022 года была усовершенствована 61 программа: 12 из них относятся к ИТ-специальностям, 49 — к различным предметным отраслям экономики.

Вузы-победители конкурсного отбора разработали массовые онлайн-курсы для их последующего внедрения в процесс обучения студентов. Их использование позволяет:

  • достичь результатов обучения независимо от места нахождения слушателей;

  • обращаться к материалам курса неограниченное число раз в любое удобное время;

  • увеличивать число обучающихся без существенного роста трудоемкости сопровождения курса и без прямого участия в работе с обучающимися авторов курса;

  •  работать с курсом на мобильных платформах.



Импортозамещение ПО

 

В ходе реализации проекта Университет также провел масштабный эксперимент по определению потенциала импортозамещения программного обеспечения в системе высшего и среднего профессионального образования с привлечением ИТ-компаний и ИТ-специалистов приоритетных отраслей.

Общий перечень проанализированного ПО насчитывал 4290 программных продуктов, упоминаемых в образовательных программах, и 4967 программ, упоминаемых в 949 рабочих программах дисциплин из 11 приоритетных отраслей экономики.

По результатам исследования составлена база данных импортозамещения зарубежного программного обеспечения, зарегистрированная Роспатентом под номером 2022620872. Результаты аналитических исследований были также применены при подготовке кадров и разработке образовательных программ и контента проекта ООЦ.

На основе имеющего опыта и результатов исследования Университет запустил маркетплейс (каталог) российского программного обеспечения для образовательных организаций, в котором уже представлено более 240 единиц специализированного ПО.

Каталог позволяет подобрать необходимое программное обеспечение (в том числе российский аналог используемого зарубежного ПО на основе его функциональных характеристик), а также получить академическую лицензию на использование ПО и доступ к обучающим роликам по работе с конкретным программным продуктом.

Для вендоров удобство в том, что информация о его продукте доступна сразу всем образовательным организациям.

Актуализация профессиональных стандартов

Потребность в актуализации определялась экспертным сообществом и рабочими отраслевыми группами при участии ВНИИ труда и советов по профессиональным квалификациям. За 2021–2022 годы удалось актуализировать 80 профессиональных стандартов. В них были учтены перспективные и актуальные профессии, компетенции и специальности приоритетных отраслей экономики и ИТ.

В субъектах Федерации была проведена серия стратегических сессий, направленных на развитие кадрового потенциала регионов. В них участвовали представители органов государственной власти, образовательных учреждений, общественных организаций и СМИ. По результатам были инициированы проекты, которые позволят подготовить востребованные кадры для регионов и обеспечить привлечение высококвалифицированных специалистов.

Итоги проекта и иных направлений деятельности Университета на регулярной основе представляются на форуме, посвященном цифровой трансформации в образовании, бизнесе и госуправлении, — Digital Innopolis Days. В 2021 году в нем участвовали 3158 человек из восьми стран, а в 2022 году — более 6 тыс. человек. Форум позволил расширить участие университетов страны в решении задач цифровой трансформации и практику партнерства с бизнесом в развитии системы профессионального образования. Проведение очередного Форума Digital Innopolis Days запланировано на 20–21 октября 2023 года.

Также регулярно проводятся Недели приоритетных отраслей экономики4. Их главной целью является создание единой площадки для обсуждения вопросов импортозамещения и цифровизации в современных условиях.

Участниками обсуждения открытых дискуссий и визионерских лекций становятся руководители отраслевых федеральных министерств, эксперты из крупнейших индустриальных компаний, ректоры, проректоры и профессорско-преподавательский состав ведущих профильных университетов.

Переориентация проекта ООЦ

В 2023 году бюджетное финансирование ООЦ в рамках проекта «Кадры для цифровой экономики» не было предусмотрено. В то же время именно в структуре ООЦ и на основе его экосистемы сформирован Проектно-образовательный офис индустриальных центров компетенций (ИЦК) и центров компетенций разработки (ЦКР).

Его создание направлено на поддержку импортозамещения программных продуктов, через подготовку высококвалифицированных специалистов и обеспечение трансфера технологий по направлениям «Новое индустриальное программное обеспечение» и «Новое общесистемное программное обеспечение».

Проектно-образовательный офис интегрирован с федеральными проектами «Развитие кадрового потенциала ИТ-отрасли», «Кадры для цифровой экономики», а также с дорожной картой по развитию высокотехнологичной области «Новое индустриальное программное обеспечение». Его цель — обеспечить долгосрочное развитие проектов и беспрепятственное внедрение решений за счет создания «единого окна» образования и трансфера технологий ИЦК и ЦКР.

Комплексный подход Проектно-образовательного офиса к обучению сотрудников компаний ИЦК и ЦКР, студентов и кандидатов на вакантные места позволит не только обеспечить владение и последующее внедрение российских программных продуктов, но и предоставить доступ компаниям к расширенной базе специалистов с результатами комплексной оценки и сформированным компетентностным профилем.


Возврат к списку