Любовь Духанина,
Председатель Совета по профессиональным квалификациям в сфере образования, д.п.н.
Состав экзамена
Независимая оценка квалификации для выпускников учреждений среднего профессионального образования (СПО) прошла на базе Центра оценки профессионального мастерства и квалификаций педагогов Свердловской области - экзаменационной площадке Совета по профессиональным квалификациям [СПК] в сфере образования.
К процедуре были допущены 46 соискателей из Ирбитского гуманитарного колледжа, Нижнетагильского педагогического колледжа № 1, Свердловского областного, Северного, Камышловского, Красноуфимского и Ревдинского педагогических колледжей. Будущим учителям предстояло пройти испытания на соответствие квалификации «Учитель (по программам начального общего образования) (6.1 уровень квалификации)».
В высшем педагогическом образовании модель ГИА- НОК протестировали на базе Псковского государственного университета. Государственная итоговая аттестация в формате профессионального квалификационного экзамена прошла для студентов двух направлений:
Все соискатели (21) прошли независимую оценку на соответствие квалификации «Учитель (по программам основного и среднего общего образования) (6.1 уровень квалификации)». Будущие учителя русского языка и литературы сдавали экзамен по одному из предметов на выбор.
Абсолютно все соискатели справились с обеими частями заданий. При этом практику - самую сложную часть профессионального экзамена - выпускники сдали даже лучше, чем теорию. Это подтверждает внимательное отношение колледжей к организации практико-ориентированного обучения.
Результаты
По итогам экзамена СПК в сфере образования проанализировал, каких знаний не хватает соискателям. Заключения были переданы образовательным организациям. Основные затруднения вызвали вопросы о сути деятельностного подхода, развитии детей с ограниченными возможностями здоровья и положениях нормативных документов.
На этой основе образовательные организации смогут корректировать содержание своих образовательных программ и учебные планы, знакомить студентов с изменениями, произошедшими в нормативных документах, непосредственно перед окончанием обучения.
По окончании экзамена прошло анкетирование. Оно показало, что наибольшую сложность у студентов вуза вызвал психо- лого-педагогический блок профессионального экзамена. Его отметили 64% участников апробации. Далее следовали предметно-методический блок, практическая часть экзамена и блок информационно-коммуникационных технологий.
Выпускники обратили внимание на широкий охват проверяемых тем, разнообразие форм заданий и их практическую направленность. Также ребята отметили высокую скорость сдачи профессионального экзамена по сравнению с классической процедурой ГИА и независимость результатов оценки.
Сложность экзамена оценили на 3,7 балла из 5. Студенты, осваивавшие программы СПО, отметили, что содержание экзамена отражает реальную практику преподавания (97%) и проверяет профессиональные качества будущего учителя (93%).
Мнение профессионалов
В свою очередь, представители образовательных организаций сделали следующие выводы. Во-первых, независимость проведения профессионального экзамена позволяет объективно оценить качество образовательных программ и своевременно корректировать их под потребности рынка труда.
Не менее важна простота процедуры и сокращение времени на проведение ГИА в формате профессионального экзамена. Это способствует снижению у обучающихся уровня стресса по сравнению с традиционными формами итоговой аттестации. Кроме того, при совмещении ГИА и НОК получается проверить готовность выпускника к выполнению трудовой деятельности и продемонстрировать это будущему работодателю.
Эксперты также отметили сложности подготовки и организации профессионального экзамена для будущих педагогов. Первая - необходимость формировать команду экспертов для оценки практической части экзамена по нескольким предметным областям.
Вторая - сложность оценки квалификации «Учитель», включающей и квалификационные уровни, и подуровни, и предметные области знания.
СПК в сфере образования признал процедуру совмещения ГИА и НОК успешной. В сентябре 2022 года в Екатеринбурге состоялась торжественная выдача первых в России свидетельств о квалификации в сфере образования, которые выпускники педагогических колледжей получили из рук заместителя министра образования и молодежной политики Свердловской области Юрия Зеленова в присутствии представителей областного Союза промышленников и предпринимателей, Межотраслевого центра развития квалификаций УрФУ, профессиональных образовательных организаций, экспертов.
В ближайших планах Совета - проработка принципов и механизмов совмещения процедуры независимой оценки квалификации с промежуточной аттестацией студентов педагогических специальностей. Независимая оценка квалификации - это инструмент развития сферы образования и в меньшей степени элемент контроля.