+

Дуальное обучение. Как вернуть бизнес и образование в единое пространство

10 сен, 2022 | №1-2 2022 | Образование

Зарубежный опыт

Дуальное обучение в пер­вую очередь дает возмож­ность предприятиям го­товить кадры «под заказ», обеспечивая их максималь­ное соответствие своим тре­бованиям. Тем самым ком­пании могут экономить на поиске и подборе работ­ников, их переучивании и адаптации. В свою очередь, студенты с первого курса получают конкретное ме­сто для прохождения прак­тики, а также четкое пони­мание того, что и зачем они изучают в образовательном учреждении.

Эта методика родилась в Германии еще в XIX веке, и к настоящему времени страна добилась общепри­знанных успехов в подго­товке рабочих кадров. В том числе за счет применения дуального обучения нем­цы вышли из кризиса 2008- 2012 годов с наименьшими потерями.

Многие страны заим­ствуют этот опыт. Сегод­ня немецкую модель при­меняют в Греции, Италии, Испании, Китае, Швеции, Румынии, Южной Корее, а также странах Африки. Однако все эти государ­ства адаптируют систе­му с учетом особенностей своей экономики. И прежде чем говорить о возможно­стях и рисках примене­ния дуального обучения в России, нужно обозначить некоторые реалии, в кото­рых оно стало успешным на исторической родине.

Немецкая модель дей­ствует в условиях «коор­динируемой рыночной экономики», то есть бизнес сотрудничает с профсоюза­ми и готов инвестировать в повышение квалифика­ции работников. А трудовое законодательство страны и сильное влияние торго­во-промышленных палат не допускают переманива­ния сотрудников от одного предприятия к другому. Ин­вестиции в человеческий капитал защищены.


Кроме того, система ду­ального образования в Гер­мании опирается на серию партнерств:

  • на макроуровне пред­приятие, сотрудники и госу­дарство распределяют затра­ты и выгоды, которые можно получить от инвестирова­ния в профессиональное об­учение:

  • на мезоуровне регио­нов, отраслевых ассоциаций и профсоюзов государствен­ные функции передают­ся торгово-промышленным палатам и бизнес-объедине­ниям, чтобы те контролиро­вали качество среднего про­фессионального образования;

  • на микроуровне дуаль­ное обучение обеспечивает координацию фирм с органа­ми управления образованием по поводу профессиональных стандартов и соответствую­щего обучения.

Опыт российских регионов

На самом деле аналог дуального обучения существо­вал и в СССР - заводы и фабри­ки были тесно связаны с учеб­ными заведениями. В период перестройки связь оборвалась.



Однако эта практика на­чала возвращаться в Рос­сию. В сентябре 2010 года ООО «ФОЛЬКСВАГЕН Труп Рус» применило дуальное об­учение в области мехатроники. Рабочих и технологов целенаправленно готовили для строящегося в Калуж­ской области автозавода. Это один из первых убедитель­ных примеров использова­ния такой модели в РФ. Бо­лее масштабным стал проект

Агентства стратегических инициатив (АСИ) «Подготов­ка рабочих кадров, соответ­ствующих требованиям вы­сокотехнологичных отраслей промышленности, на осно­ве дуального образования».

В конце 2016 года независи­мый немецкий аудитор от­метил положительную дина­мику развития этой системы в пилотных регионах.

И вот здесь одну из глав­ных ролей играет иннова­ционный контекст, кото­рый важно учитывать при заимствовании немецкой модели. Все 13 регионов - участников проекта АСИ располагали высокотехно­логичными предприятиями. При этом во всех субъектах в той или иной мере сложи­лась кластерная модель и созданы успешные связки «работодатель - образова­тельное учреждение». Так­же эти регионы отличались комфортным инвестици­онным климатом, высоким качеством госуправления и ответственной бюджетной политикой.

В 2022 года в России стар­товал федеральный проект «Профессионалитет». Его участниками становятся работодатели, готовые ин­вестировать в развитие СПО и давать базу для формиро­вания практических навы­ков студентов. Планируется трудоустроить 85% выпуск­ников.

При разработке проек­та использована програм­ма «Будущее Белой метал­лургии», запущенная Андре­ем Комаровым в 2011 году на базе Первоуральского ме­таллургического колледжа, Она первой в стране получи­ла сертификат соответствия немецкой практико-ориен­тированной модели образо­вания от международного концерна TUV Rheinland.

Программа реализует­ся в формате государствен­но-частного партнерства в Свердловской области, с 2013 года - в Республике Татарстан, где она получи­ла название «Колледж буду­щего Татарстана». Занятиям на учебно-производствен­ных комплексах отводится 60% времени. Теория зани­мает только 40%.

- Студенты обучаются сразу двум-трем рабочим специальностям, получа­ют универсальные навыки и при необходимости могут «переформатировать» свою работу под разные рабочие задачи,- отметил Андрей Ко­маров, сопредседатель Коми­тета РСПП по профессиональ­ному обучению и профессио­нальным квалификациям.

За годы существования программы подготовлено бо­лее 1500 студентов по 30 ме­таллургическим и машино­строительным специально­стям. В обучение каждого студента «Будущего Белой металлургии» инвестирует­ся 1 млн рублей. Более 80% выпускников трудоустраи­ваются на предприятия сра­зу после окончания учебы в колледже.

Как видно, дуальное обу­чение в России уже приме­няется, хоть и фрагментар­но. Тот же опыт 13 регионов проекта АСИ принял форму методических рекоменда­ций по организации обуче­ния на рабочем месте, создал пример того, как могут со­трудничать заинтересован­ные стороны. Да, это полезно и важно. Но для более широ­кого распространения дуаль­ного обучения необходимо учитывать и другие нюансы.

Препятствия и целесообразность

- Дуальное обучение требует вовлечения многих сторон, в первую очередь предприятий. Но затраты оправдывают себя, так как при такой системе снижает­ся текучесть кадров и повы­шается качество их квали­фикации. Целесообразна ли такая система у нас? Конеч­но. Преимущества очевид­ны. Возможна ли? Ответ тоже да, если мы готовы к карди­нальным изменениям,- счи­тает Екатерина Есенина, ве­дущий научный сотрудник НИЦ профессионального об­разования и систем квалифи­каций ФИРО РАНХиЕС.

Малые шаги уже наблю­даются на законодательном уровне. В 2018 году были вне­сены поправки в Налоговый кодекс РФ, согласно кото­рым расходы на подготовку кадров по дуальной системе обучения не облагаются нало­гом на прибыль. К ним в том числе отнесены траты на за­купку материалов, содержа­ние помещений и оборудова­ния для обучения.

Кроме того, в этом году Минфин предложил новые по­правки в НК, которые дадут предприятиям право на при­менение инвестиционного налогового вычета в сумме расходов на развитие образо­вательных организаций СПО. Президент РФ Владимир Пу­тин поручил правительству проработать этот вопрос.

Одно из главных препят­ствий для развития дуаль­ного обучения в России за­ключается в том, что фирмы не могут гарантировать ло­яльность работников, про­шедших обучение. Это свя­зано с высокой текучестью российского рынка труда. И потому работодатели воз­держиваются от инвестиро­вания в обучение молодых специалистов.

С другой стороны, не­обходимо также найти ин­струменты, препятствую­щие оппортунистическому поведению компаний - не­участию в подготовке ка­дров и переманиванию за­тем готовых специалистов за счет более высокой зара­ботной платы.

- В Германии эту функ­цию выполняют бизнес-объединения и профсоюзы. Торгово-промыш­ленные и ремесленные палаты, например, могут лишить компании, которые отказы­ваются финансировать подготовку кадров, доступа к современным технологиям, - рас­сказала Ольга Клинк, руководитель Базово­го центра подготовки кадров Националь­ного агентства развития квалификаций.

Она пояснила, что заработная плата формируется при тесном взаимодействии профсоюзов и объединений работодателей, обеспечивается ее выравнивание у работ­ников разных предприятий с одинаковым уровнем квалификации. В результате мате­риальная мотивация перехода на другое предприятие у подготовленного работ­ника отсутствует. Альтернативой этому решению в России, по мнению Ольги Клинк, может стать целевая подготовка.

Сегодня в рамках уже упомянутого про­екта «Профессионалитет» в российских регионах создаются образовательно-про­изводственные кластеры. Они объединяют учреждения СПО и предприятия (при этом не создается юридическое лицо]. Предпола­гается, что программа задействует 150 тыс. студентов, обучающихся по специально­стям железнодорожной, атомной, метал­лургической, нефтегазовой и нефтеперера­батывающей отраслей, а также в области машиностроения и легкой промышлен­ности.

Каждый кластер получит грант до 100 млн рублей в форме субсидий из фе­дерального бюджета (не менее 20% софинансирует работодатель). На эти деньги можно будет закупить оборудование про­граммного обеспечения, а также капиталь­но отремонтировать учебную или произ­водственную инфраструктуру в границах создаваемого центра.

Таким образом, проект «Профессиона­литет» формирует возможность для мак­симального расширения формата госу­дарственно-частного партнерства в сфере образования, что создает хорошие пред­посылки для эффективного и масштабно­го развития дуального обучения в России.






Возврат к списку