Зарубежный опыт
Дуальное обучение в первую очередь дает возможность предприятиям готовить кадры «под заказ», обеспечивая их максимальное соответствие своим требованиям. Тем самым компании могут экономить на поиске и подборе работников, их переучивании и адаптации. В свою очередь, студенты с первого курса получают конкретное место для прохождения практики, а также четкое понимание того, что и зачем они изучают в образовательном учреждении.
Эта методика родилась в Германии еще в XIX веке, и к настоящему времени страна добилась общепризнанных успехов в подготовке рабочих кадров. В том числе за счет применения дуального обучения немцы вышли из кризиса 2008- 2012 годов с наименьшими потерями.
Многие страны заимствуют этот опыт. Сегодня немецкую модель применяют в Греции, Италии, Испании, Китае, Швеции, Румынии, Южной Корее, а также странах Африки. Однако все эти государства адаптируют систему с учетом особенностей своей экономики. И прежде чем говорить о возможностях и рисках применения дуального обучения в России, нужно обозначить некоторые реалии, в которых оно стало успешным на исторической родине.
Немецкая модель действует в условиях «координируемой рыночной экономики», то есть бизнес сотрудничает с профсоюзами и готов инвестировать в повышение квалификации работников. А трудовое законодательство страны и сильное влияние торгово-промышленных палат не допускают переманивания сотрудников от одного предприятия к другому. Инвестиции в человеческий капитал защищены.
Кроме того, система дуального образования в Германии опирается на серию партнерств:
-
на макроуровне предприятие, сотрудники и государство распределяют затраты и выгоды, которые можно получить от инвестирования в профессиональное обучение:
-
на мезоуровне регионов, отраслевых ассоциаций и профсоюзов государственные функции передаются торгово-промышленным палатам и бизнес-объединениям, чтобы те контролировали качество среднего профессионального образования;
-
на микроуровне дуальное обучение обеспечивает координацию фирм с органами управления образованием по поводу профессиональных стандартов и соответствующего обучения.
Опыт российских регионов
На самом деле аналог дуального обучения существовал и в СССР - заводы и фабрики были тесно связаны с учебными заведениями. В период перестройки связь оборвалась.
Однако эта практика начала возвращаться в Россию. В сентябре 2010 года ООО «ФОЛЬКСВАГЕН Труп Рус» применило дуальное обучение в области мехатроники. Рабочих и технологов целенаправленно готовили для строящегося в Калужской области автозавода. Это один из первых убедительных примеров использования такой модели в РФ. Более масштабным стал проект
Агентства стратегических инициатив (АСИ) «Подготовка рабочих кадров, соответствующих требованиям высокотехнологичных отраслей промышленности, на основе дуального образования».
В конце 2016 года независимый немецкий аудитор отметил положительную динамику развития этой системы в пилотных регионах.
И вот здесь одну из главных ролей играет инновационный контекст, который важно учитывать при заимствовании немецкой модели. Все 13 регионов - участников проекта АСИ располагали высокотехнологичными предприятиями. При этом во всех субъектах в той или иной мере сложилась кластерная модель и созданы успешные связки «работодатель - образовательное учреждение». Также эти регионы отличались комфортным инвестиционным климатом, высоким качеством госуправления и ответственной бюджетной политикой.
В 2022 года в России стартовал федеральный проект «Профессионалитет». Его участниками становятся работодатели, готовые инвестировать в развитие СПО и давать базу для формирования практических навыков студентов. Планируется трудоустроить 85% выпускников.
При разработке проекта использована программа «Будущее Белой металлургии», запущенная Андреем Комаровым в 2011 году на базе Первоуральского металлургического колледжа, Она первой в стране получила сертификат соответствия немецкой практико-ориентированной модели образования от международного концерна TUV Rheinland.
Программа реализуется в формате государственно-частного партнерства в Свердловской области, с 2013 года - в Республике Татарстан, где она получила название «Колледж будущего Татарстана». Занятиям на учебно-производственных комплексах отводится 60% времени. Теория занимает только 40%.
- Студенты обучаются сразу двум-трем рабочим специальностям, получают универсальные навыки и при необходимости могут «переформатировать» свою работу под разные рабочие задачи,- отметил Андрей Комаров, сопредседатель Комитета РСПП по профессиональному обучению и профессиональным квалификациям.
За годы существования программы подготовлено более 1500 студентов по 30 металлургическим и машиностроительным специальностям. В обучение каждого студента «Будущего Белой металлургии» инвестируется 1 млн рублей. Более 80% выпускников трудоустраиваются на предприятия сразу после окончания учебы в колледже.
Как видно, дуальное обучение в России уже применяется, хоть и фрагментарно. Тот же опыт 13 регионов проекта АСИ принял форму методических рекомендаций по организации обучения на рабочем месте, создал пример того, как могут сотрудничать заинтересованные стороны. Да, это полезно и важно. Но для более широкого распространения дуального обучения необходимо учитывать и другие нюансы.
Препятствия и целесообразность
- Дуальное обучение требует вовлечения многих сторон, в первую очередь предприятий. Но затраты оправдывают себя, так как при такой системе снижается текучесть кадров и повышается качество их квалификации. Целесообразна ли такая система у нас? Конечно. Преимущества очевидны. Возможна ли? Ответ тоже да, если мы готовы к кардинальным изменениям,- считает Екатерина Есенина, ведущий научный сотрудник НИЦ профессионального образования и систем квалификаций ФИРО РАНХиЕС.
Малые шаги уже наблюдаются на законодательном уровне. В 2018 году были внесены поправки в Налоговый кодекс РФ, согласно которым расходы на подготовку кадров по дуальной системе обучения не облагаются налогом на прибыль. К ним в том числе отнесены траты на закупку материалов, содержание помещений и оборудования для обучения.
Кроме того, в этом году Минфин предложил новые поправки в НК, которые дадут предприятиям право на применение инвестиционного налогового вычета в сумме расходов на развитие образовательных организаций СПО. Президент РФ Владимир Путин поручил правительству проработать этот вопрос.
Одно из главных препятствий для развития дуального обучения в России заключается в том, что фирмы не могут гарантировать лояльность работников, прошедших обучение. Это связано с высокой текучестью российского рынка труда. И потому работодатели воздерживаются от инвестирования в обучение молодых специалистов.
С другой стороны, необходимо также найти инструменты, препятствующие оппортунистическому поведению компаний - неучастию в подготовке кадров и переманиванию затем готовых специалистов за счет более высокой заработной платы.
- В Германии эту функцию выполняют бизнес-объединения и профсоюзы. Торгово-промышленные и ремесленные палаты, например, могут лишить компании, которые отказываются финансировать подготовку кадров, доступа к современным технологиям, - рассказала Ольга Клинк, руководитель Базового центра подготовки кадров Национального агентства развития квалификаций.
Она пояснила, что заработная плата формируется при тесном взаимодействии профсоюзов и объединений работодателей, обеспечивается ее выравнивание у работников разных предприятий с одинаковым уровнем квалификации. В результате материальная мотивация перехода на другое предприятие у подготовленного работника отсутствует. Альтернативой этому решению в России, по мнению Ольги Клинк, может стать целевая подготовка.
Сегодня в рамках уже упомянутого проекта «Профессионалитет» в российских регионах создаются образовательно-производственные кластеры. Они объединяют учреждения СПО и предприятия (при этом не создается юридическое лицо]. Предполагается, что программа задействует 150 тыс. студентов, обучающихся по специальностям железнодорожной, атомной, металлургической, нефтегазовой и нефтеперерабатывающей отраслей, а также в области машиностроения и легкой промышленности.
Каждый кластер получит грант до 100 млн рублей в форме субсидий из федерального бюджета (не менее 20% софинансирует работодатель). На эти деньги можно будет закупить оборудование программного обеспечения, а также капитально отремонтировать учебную или производственную инфраструктуру в границах создаваемого центра.
Таким образом, проект «Профессионалитет» формирует возможность для максимального расширения формата государственно-частного партнерства в сфере образования, что создает хорошие предпосылки для эффективного и масштабного развития дуального обучения в России.