+

Дуальное обучение: необходимость назрела

24 дек, 2021 | №2 2021 | Образование

В целом ряде регионов России сохраняется дисбаланс на рынке труда, когда из-за дефицита квалифицированных специалистов инвесторы вынуждены завозить свои кадры извне, в то время как выпускники государственных учебных заведений выпускаются «в никуда» и идут работать не по специальности. Исправить дисбаланс вполне возможно благодаря внедрению дуального обучения – системы, которая предполагает совместное финансирование программ подготовки кадров со стороны государства и бизнеса. Интерес к этой теме должен проявляться с двух сторон – предприятиям нужен квалифицированный персонал, а региональным органам власти – устойчиво работающие предприятия, развитие экономики и повышение уровня жизни населения. Несколько лет назад в ряде регионов России проводился эксперимент по внедрению практик дуального обучения, который показал хорошие результаты. Однако до повсеместного внедрения этой системы дело пока не дошло.

Европейская практика

«Дуальное обучение – это основополагающий элемент в системе профессионального образования в Германии, где функции обучающей организации выполняют предприятия, набирающие учеников-подмастерьев в качестве вырастающего персонала. Молодежь ищет и получает предложения от предприятий поступить на обучение-работу, подтверждает свои намерения освоить образовательную программу, подписывая ученические договоры, и 4 года обучается на площадке предприятия», – говорит эксперт в области образования Сергей Гиль, доктор педагогических наук, профессор, научный руководитель группы «Карьера в России».

Практически 70 % обучения проходит на рабочем месте, и только 30 % – в учебных центрах предприятий. По словам эксперта, немецкая практика показывает, что крупные компании в состоянии поддерживать свои учебные центры, у компаний малого и среднего бизнеса таких возможностей нет. Для них создаются центры межзаводского обучения, куда ученики приходят для теоретического обучения по направлению своего предприятия.

При этом в дуальной системе обучения в Германии предприятия обязаны выполнять требования законодательства к квалификации преподавателей и персонала, которые занимаются обучением. Предприятие набирает преподавателей либо из числа своих наставников, либо приглашает извне, выполняя все требования к организации процесса, которые описаны в Положении о профессиональном образовании.

«Возникает вопрос, зачем это нужно предприятиям? Ответ очень простой: по сути, подмастерье-ученик уже с первого дня обучения приступает к выполнению простых трудовых функций. Он получает стипендию от компании, при этом со второго года обучения уже выполняет в полном объеме все производственные функции как работник предприятия», – отмечает Сергей Гиль.

Очень часто эксперты сравнивают систему немецкого дуального образования с советской и финской. В Советском Союзе, подчеркивает эксперт, главными организаторами обучения выступали государство и государственные образовательные организации: «Предприятия в отношении училищ, техникумов и технических институтов выполняли функцию партнера, шефа, который должен обеспечить организацию практического обучения. Функцию трудоустройства выполняло государство при помощи механизма распределения».

«Когда организатором дуального обучения является само предприятие, оно точно понимает смысл обучения и конечный результат, который хочет получить. Поэтому и модель обучения предприятие выстраивает с ориентиром на конечный результат: на квалифицированного, высокомотивированного молодого профессионала», – акцентирует внимание научный руководитель группы «Карьера в России».

В Финляндии драйверами эффективного профессионального обучения выступают государственные колледжи. Но в модель деятельности финских колледжей вмонтирован принцип партнерства с бизнесом, как в части практического обучения, так и трудоустройства. Поэтому одним из ключевых показателей партнерства является наличие достаточного числа мест для обучения на рабочих местах в бизнесе. «Например, в Профессиональном колледже Южного Саво, где учится порядка 6 тыс. студентов, имеется 3,6 тыс. рабочих мест для практического обучения на партнерских предприятиях. Ни один работодатель не может дать обучающимся такого большого количества мест, поэтому главная идея в финском варианте – колледж встраивается в широкое партнерство с большим количеством компаний и предприятий. И они создают рабочие места, на которых студенты могут обучаться в течение 4 лет», – рассказывает эксперт.

Удачный эксперимент

По словам Сергея Гиля, Министерство образования и науки РФ в партнерстве с Агентством стратегических инициатив проводило активную политику по внедрению практик дуального обучения в российском образовании. Лидеры дуального образования в России также действуют в бизнесе – это Челябинский трубопрокатный завод.

«Он даже открыл факультет дуального образования в структуре своего учебного центра. И здесь как раз важная позиция – именно ЧТПЗ является заказчиком той модели обучения, которая очень похожа на классическую немецкую, – отмечает эксперт. – На уровне региональных практик есть яркий пример Белгородской области, где еще в 2013 году были приняты документы о внедрении системы дуального обучения».

Практики дуального образования применяются широко, другой вопрос, что есть практики для повседневного применения, когда колледж и предприятие могут очень быстро договориться и применить методику, решить, в каком формате работать. А вот вопрос о стратегическом партнерстве достаточно непростой.

«Это вопрос экономики – как государство и бизнес договорятся о сотрудничестве в системе подготовки кадров, – продолжает Сергей Гиль. – Резюмируя, отмечу: в дуальном обучении важно различать нормативную модель – кто является заказчиком, кто – исполнителем. В классической "дуалке" государство вместе с бизнесом формулирует требования, бизнес является заказчиком и сам же готовит кадры для себя. Но при этом существует и педагогическая модель дуального обучения, которую принято трактовать как разделение обучения на практическое, которое преимущественно проходит на рабочих местах предприятий, на основе требований технологического процесса, и теоретическое обучение в колледжах с максимальным приоритетом практических форм деятельности. При этом стоит понимать, что педагогическая модель дуального обучения полноценно работает только в условиях партнерства колледжей с бизнесом».

Поэтому для российской действительности два главных вопроса – как максимально тиражировать практики повседневного партнерства и дуального обучения, второе – как выстроить стратегическую модель партнерства на уровне государства бизнеса и образования.

Трехсторонняя инициатива и традиция «конвейера»

Сегодняшний опыт университетов показывает, что у бизнеса действительно есть запрос на такую форму взаимодействия с академическим сообществом, говорит Анна Тышецкая, проректор по образовательной деятельности Балтийского федерального университета им. И. Канта.

«В БФУ им. И. Канта мы активно реализуем такие практики через сетевые магистерские программы, где два семестра студент проводит в университете и получает теоретические знания, а остальные два семестра отрабатывает полученные знания на площадках предприятий, – отмечает проректор федерального вуза. – ОКБ "Факел", ГК "Хевел", ПАО "Ростелеком" – предприятия-партнеры флагманских магистерских программ БФУ им. И. Канта в Калининградской области, с которыми мы ведем работу не только в направлении создания прикладных образовательных программ, но и осуществляем индивидуальное трудоустройство выпускников на их предприятия».

 При этом Анна Тышецкая считает, что дуальное обучение – это не отдельная история сотрудничества только между предприятием и университетом: «Успех наших образовательных проектов я вижу именно в синергии между регионом, бизнесом и образованием. Трехсторонняя инициатива отвечает и кадровым запросам региона, и высокой профильной квалификации молодых кадров, и динамике изменений образовательной среды».

Важность практикоориентированности признают и на другом конце страны – в Дальневосточном федеральном университете. При этом проректор-директор Школы педагогики ДВФУ Оксана Мартыненко отмечает, что в массовом масштабе пока дела обстоят не очень хорошо.

«Развитие отраслей и технологий идет настолько быстро, что традиционный подход к подготовке кадров перестает работать, нужно постоянно сверяться с практикой, – отмечает Оксана Мартыненко. – Идея практик дуального образования не нова для России. Еще в Советском Союзе, например, была достаточно распространена модель подготовки инженерно-технологических кадров "завод-втуз", когда большая часть образовательной программы проходила прямо на производстве. Но сегодня нужна другая модель, потому что массовых потребителей кадров с одним профилем подготовки на рынке немного, а даже если такая потребность и возникает (например, строится новый завод), то она достаточно быстро удовлетворяется, буквально за пару-тройку лет».

Поэтому главным фактором конкурентоспособности программ, по мнению эксперта, становится их гибкость – способность быстрого обновления и настройки содержания обучения на потребности конкретных заказчиков, возможность индивидуальных траекторий.

«В массовом масштабе с этим пока дело обстоит не очень хорошо, в системе образования слишком сильна традиция "конвейера", – признает Оксана Мартыненко. – Вместе с тем есть очень успешные практики, и их, конечно же, надо изучать и распространять. Крупный бизнес сейчас достаточно активно сотрудничает с вузами, организует стажировки, целевое обучение, учреждает специальные стипендии. Но даже для предприятий среднего масштаба такие программы, как правило, неподъемны по ресурсам, как и долгосрочные кадровые стратегии».

Ключевой вопрос для развития дуальных программ, по мнению проректора-директора Школы педагогики ДВФУ, – взаимная заинтересованность в партнерстве предприятий и вузов, а также принятие ответственности вузами за трудоустройство и карьеру выпускников.

Контакт на местах

Директор государственной профессиональной образовательной организации «Прибалтийский судостроительный техникум» Александр Лукин рассказывает, что учебное заведение старается внедрять в учебный процесс элементы дуального обучения – некоторые учебно-практические занятия проводятся в цехах Прибалтийского судостроительного завода «Янтарь» с участием мастеров техникума и опытных специалистов завода.

«В основном это касается подготовки студентов специальностей, связанных с судостроением, – судосборщиков, судоремонтников, достройщиков, сварочного производства, – отмечает Александр Лукин. – С большой практической пользой используем институт наставничества для ребят, обучающихся на операторов станков с ЧПУ, судостроителей, сварщиков, судовых электромонтажников. Совместно с заводским учебным центром мы готовим к открытию мастерские, где смогут получить практические навыки как наши студенты, так и молодые рабочие и инженерно-технические работники завода "Янтарь". Первую такую мастерскую планируем открыть в ноябре 2021 года».

Все это, по словам руководителя государственного техникума, позволяет уже в процессе обучения подготовить студентов к практическому аспекту работы на судостроительном заводе и повышает востребованность выпускников.

В свою очередь, Прибалтийский судостроительный завод «Янтарь» уже внедряет на своей базе специализированные учебные центры для работников.

«Задача учебного центра профессиональной квалификации, открывшегося в сентябре этого года на ПСЗ "Янтарь", – обеспечить предприятие квалифицированным персоналом. Достигается это за счет практикоориентированных образовательных программ и наличия учебно-производственного участка, – говорит начальник отдела обучения и развития персонала АО «ПСЗ "Янтарь"» Олег Мишин. – В учебном центре мы можем без отрыва от производства готовить специалистов по всем нашим основным специальностям: сварщиков, сборщиков КМС, трубопроводчиков. Причем не только обучать, но и повышать их квалификацию с присвоением разряда, классности. Возможности учебного центра позволяют за год обучить до 3 тыс. основных производственных рабочих, до 700 специалистов и служащих, до 300 руководителей различного уровня».

По его словам, акцент на практическом обучении дает возможность создать кадровый резерв, причем точно «под заказ», с максимальным соответствием всем требованиям современного производства.

«Такое обучение позволяет не только научиться выполнять конкретные трудовые обязанности, но и развивает умение работать в коллективе, формирует социальную компетентность и ответственность. Кроме того, это экономия расходов на поиск и подбор работников, их переучивание и адаптацию», – уверен Олег Мишин.

Профессионалов мало

У бизнеса давным-давно назрел запрос на профессионализм работников, и предприятия вполне готовы вводить дуальное обучение не только в формате практик, но и в полном объеме. К этому нас подводит уже сама жизнь, считает Андрей Колесник, не так давно сменивший пост главы совета директоров ОАО «Калининградский морской торговый порт» на мандат депутата Госдумы РФ вновь избранного, VIII созыва.

«Элементы этого обучения повсеместно применялись и в Советском Союзе, когда на предприятиях проходили не только практику, но и обучение будущие сотрудники, – говорит Андрей Колесник. – Сохранялась подобная система и в военных учебных заведениях. К примеру, в военно-морском училище мы, будущие офицеры, уже со 2–3-го курса знали, на каких конкретных проектах подводных лодок будем нести дальнейшую службу, и получали соответствующую инженерную и практическую подготовку и стажировку именно по этим направлениям. Таким образом, не только обеспечивался высокий уровень специалистов, но и обороноспособность и государственные интересы страны – вряд ли кто допустил бы к работе на атомной энергетической установке рядового дилетанта. Ведь от этого зависят судьбы и жизнь людей. А где взять специалиста? Именно благодаря кропотливой подготовке, стажировке, практике».

По мнению Андрея Колесника, необходимо на государственном уровне повышать престиж статуса «Профессионала своего дела», чтобы дать правильный вектор развития молодому поколению.

Депутат Госдумы РФ считает, что наша экономика уже в избытке насытилась специалистами широкого профиля, которые, к сожалению, не очень хорошо разбираются в важных нюансах той или иной профессии: «Очень важная задача сейчас стоит перед государством – помочь бизнесу и образованию найти общие пути развития».

О. ОБРЕХТ

Возврат к списку