+

Общеобразовательные дисциплины в СПО. Какие проблемы могут возникнуть при реализации

10 сен, 2022 | №122022 | Образование

Общеобразовательные дисциплины в СПО. Какие проблемы могут возникнуть при реализации

Существует две траекто­рии получения общего обра­зования: в рамках школы или среднего профессионально­го образования (СПО). Как устроен процесс аттестации в этих заведениях? В шко­ле в 10-11-х классах уровень образования характеризует­ся выбором профиля и обяза­тельной аттестацией.

Все программы средне­го профессионального обра­зования на базе 9 классов по подготовке специалистов предполагают блок общеоб­разовательных дисциплин. Этот блок в пределах СПО выполняет обязательную часть по среднему общему образованию. Существен­ное различие СПО и школы: отсутствие обязательной аттестации. Вместе с полу­чением квалификации ребя­там на выходе присуждает­ся уровень среднего общего образования, который дает право на поступление в вуз.

На среднее профессио­нальное образование воз­лагается одна достаточно серьезная задача: общеоб­разовательный блок дол­жен преподаваться с уче­том профессии, по которой идет подготовка (статья 68 Закона об образовании). Это не школьный профиль, а профессионализация.

При этом содержание ин­тегрируется, то есть дисци­плины общепрофессиональ­ного цикла профессионально­го модуля автоматом берут на себя нагрузку по закры­тию дефицита общеобра­зовательного цикла. Дает­ся среднее общее образова­ние, но оно изначально идет с учетом профессии. При этом общеобразовательный блок реализуется в рамках компетентностного подхо­да: все дисциплины с пер­вого дня работают не толь­ко на общие, но и на профес­сиональные компетенции.

С 2000 по 2016 год сре­ди выпускников 9-х клас­сов наблюдается тенден­ция на окончание среднего общего образования в кол­леджах и техникумах, кото­рые с каждым годом уве­личивают прием студен­тов. Например, в 2000 году в СПО подавалось 263,8 тыс. человек, а в 2016-м - уже 474,4 тыс.

В связи с растущим спро­сом на СПО падает пробле­ма с повышением качества: при этом количество учеб­ных часов не увеличивает­ся. Все силы организаций СПО идут на подготовку по специальности, в связи с чем на общеобразователь­ный блок не остается вре­мени.

Основная задача - подо­брать для реализации по­ставленных задач необхо­димые психолого-педаго­гические методы и приемы в рамках общеобразователь­ных дисциплин, которые должны учитывать специ­фику самого предмета и об­учаемой профессии.

Как решать поставленные проблемы

Наш центр методическо­го сопровождения в рамках федерального проекта «Со­временная школа» реали­зует реформирование пре­подавания общеобразова­тельных дисциплин.

Суть проекта нашего центра: за 5 лет(2021-2025 годы] должна быть выстрое­на система поддержки, со­провождения и управле­ния качеством общеобра­зовательных дисциплин. Проект нацелен на измене­ние методик преподавания с учетом профессионализа­ции: дисциплины должны изначально преподаваться с упором на специальность студента.

Первый этап проекта - это полномасштабная разра­ботка материалов для учи­телей. Мы создаем весь на­бор материалов: от методик преподавания дисциплины до развернутого учебно-ме­тодического комплекса и методических рекоменда­ций к нему. Все материалы идут с учетом профессио­нализации.

Второй этап - это запуск системы мониторинга и цифровизации образовательно­го контента. Последнее необ­ходимо для удобного досту­па ко всем материалам. Для реализации этого этапа у нас собраны экспертные группы: ведущие специа­листы всех уровней образо­вания.

Так как СПО - смычка меж­ду школой и вузом, то и наши эксперты не только из среды среднего профессионального образования, но и из универ­ситетов [в основном с кафедр методики преподавания дис­циплины], и из школ.

В ходе проекта у нас уже созданы лаборатория «Мето­дики общеобразовательной подготовки в системе про­фессионального образова­ния» и лаборатория «Право­вого сопровождения сред­него профессионального образования». Перед пер­вой стоят задачи отбора и обучения по передовым технологиям, а вторая про­водит правовое консульти­рование.

Инновационность проекта

Последнее обновление по общеобразовательному блоку произолшо в 2015 году, когда СПО перешло на рабо­ту в рамках федеральных государственных образова­тельных стандартов. И сей­час назревает достаточно се­рьезный вопрос обновлений и актуализации многих по­ложений. Наш проект отве­чает на этот запрос, тем бо­лее что вся система СПО пе­реходит на новое поколение стандартов, а во ФГОС проис­ходят изменения.

Раньше регламентация была заключена всего в двух документах: рекомендация по реализации общеобра­зовательных циклов и при­мерные рабочие программы по дисциплинам. На сегод­ня стоит задача помимо при­мерных рабочих программ создать учебно-методиче­ский комплекс с разверну­тым списком литературы, подробные фонды оценоч­ных средств, тематическое планирование.

Более того, мы нацеле­ны на создание цифрово­го банка данных цифрово­го контента «Мой колледж». Этот проект должен обеспе­чить всех задействованных в СПО необходимыми мате­риалами.

Запросы и трансформация

Проект нашего центра не только решает пробле­мы общеобразовательной подготовки, но и участвует в достижении цели обнов­ления всей системы СПО. Сейчас реализовывается глобальный проект «Про- фессионалитет», который направлен на переформа­тирование подготовки спе­циалистов по запросу обще- ства, и работодателей в том числе.

Все наши методические разработки осмысляют­ся через призму новых об­щественных вызовов: бы- строменяющийся перечень профессий и возможность менять их в течение всей жизни, повышенный за­прос на такие универсаль­ные компетенции, как кри­тическое мышление, креа­тивность и т.д.

Все системные измене­ния направлены на встраи­вание среднего профессио­нального образования в со­временный рынок труда, что обеспечивает не толь­ко студентов будущей ра­ботой, но и работодателей качественными специали­стами в своей профессии. Поэтому проект должен привлечь внимание бизне­са, создавая благополучную среду взаимодействия про­фессиональных образова­тельных организаций и ра­ботодателей.

Компетенции современного преподавателя

Один из следующих ша­гов - появление не только программ повышения ква­лификации, но и основных образовательных программ, направленных на подготов­ку педагогов для системы СПО. Сегодня ИРПО вместе с МГПУ является партнером по реализации магистерской программы «Психолого-пе­дагогические технологии в профессиональном обра­зовании».

Эта программа направ­лена на формирование клю­чевых профессиональных компетенций: в обучении делается сильный упор на вопросы психологии под­ростка, принципы формиро­вания профессионального сознания и позиции будуще­го специалиста, на решение сложных задач самостоя­тельного поиска профессио­нальных решений. Появля­ется все больше элементов вариативности в самих про­граммах СПО.

В рамках общеобразова­тельных дисциплин появ­ляется прикладной модуль. В нем часть дисциплины и содержания направле­на именно на формирова­ние профессионального со­знания и понимания места профессии в обществе, фор­мирование компетенций. Сейчас наблюдается тенден­ция омоложения педагоги­ческого состава. Будущие выпускники университе­тов должны иметь возмож­ность проходить практику не только в рамках школы, но и в рамках СПО. Помимо этого, должны появиться элективные курсы для ре­бят, которые хотят работать в СПО. Надеемся, что ИРПО, и наш центр в том числе, ста­нет точкой развития таких различных принципов под­готовки.

Галина МАКЕЕВА



Поделиться

Возврат к списку