+

«Расширяя партнерство с университетами»

08 дек, 2023 | №5 2023 | Партнерство бизнеса и образования


Рустам Галиахметов Управляющий директор Корпоративного университета ООО «СИБУР», заместитель председателя СПК химического и биотехнологического комплекса


— «СИБУР Холдинг» выступает индустриальным партнером передовой инженерной школы «Промхимтех» на базе Казанского национального исследовательского технологического университета (КНИТУ). Расскажите, пожалуйста, какие задачи должен решить проект.

— Планируется сформировать новый формат подготовки инженерного корпуса с применением передовых достижений в разработке химических технологий и цифровой трансформации.

В этой связи перед Школой стоит ряд задач. Во-первых, это трансформация системы подготовки в вузах с уклоном на практико-ориентированный подход и обучение на передовом оборудовании, практическая подготовка студентов по профильным направлениям и развитие требуемых soft-навыков.

Отдельное место занимает разработка технологий для сырьевого обеспечения индустрии, расширения номенклатуры новых продуктов и доступных технологий их промышленного производства.

Кроме того, стоят задачи по развитию цифровых технологий при подготовке кадров для химической отрасли и переходе к сквозным технологиям в исследованиях, прогнозировании свойств, моделировании и проектировании промышленного производства химических продуктов.

— Какие направления работ выполняете в настоящее время совместно с КНИТУ?

— Мы реализуем адаптированные под требования компании магистерские программы, в частности по технологиям и передовым решениям в каучуках. В 2022 году на программу «Передовые технологии получения эластомеров» по направлению «Химическая технология» уже поступили и обучаются 12 человек, а в 2023 году провели набор на шесть программ магистратуры. Работают и программы повышения квалификации и переподготовки. Например, в 2022 году обучение успешно прошли 52 сотрудника компании по трем программам переподготовки и 17 программам повышения квалификации. А в 2023 году получили более 250 заявок на обучение по программам дополнительного профессионального образования (ДПО).

В свою очередь, преподаватели КНИТУ стажируются на предприятиях компании. Со стороны компании университет также получает экспертизу и консультационную поддержку в части оснащения лабораторий.

— Что вы уже успели сделать в рамках проекта и что еще планируете сделать?

— В прошлом году согласовали и запустили программу двойных дипломов «2+2» по «Химической технологии» для обучения студентов на базе КНИТУ и Пекинского университета химических технологий (ПУХТ), а также провели большую коммуникационную компанию для студентов сразу нескольких университетов Казани (КНИТУ, КАИ, КФУ, КГЭУ) с участием более 500 студентов.

В рамках этой программы студенты учатся 2 года в КНИТУ, далее проходят собеседование и отбор, по итогам которых направляются на обучение в Китай в ПУХТ. В конце обучения они защищают дипломную работу и в КНИТУ, и в ПУХТ, и получают дипломы обоих университетов.

Обучение по 20 программам дополнительного профессионального образования прошли 52 сотрудника компании. Были организованы стажировки более 50 преподавателей университетов на трех наших предприятиях. Также провели стажировку для 12 студентов магистратуры в компаниях «СИБУР ПолиЛаб», НИОСТ, ПАО «Нижнекамскнефтехим». В текущем году планируем запустить четыре новые магистерские программы для сотрудников компании, подготовить более 100 целевых студентов, расширить масштабы проведения стажировок для студентов и преподавателей на предприятиях компании, а также оснастить лаборатории современным оборудованием для повышения качества подготовки студентов и реализации R&D-проектов.

— Учитывая опыт вашей компании в реализации проекта, что вы хотели бы предложить государству, регионам, университетам?

— Для компании приоритетом является получение кадров, адаптированных под задачи производства, период адаптации которых требуется сократить до нескольких месяцев. При этом для реализации программ подготовки может быть недостаточно экспертизы только одного университета, на базе которого реализуется ПИШ, и требуется кросс-взаимодействие между университетами, обладающими экспертизой для реализации сетевых программ.

Также хотелось бы отметить, что основным показателем эффективности программы ПИШ является выполнение бюджета, что не отражает достижения ключевых показателей эффективности для бизнеса, региона и университета.

На наш взгляд, наибольшее внимание следует уделять мониторингу достижения таких показателей, как доля трудоустроенных выпускников в соответствии с профилем подготовки, длительность адаптации выпускников на предприятии после трудоустройства и т.п.


— Каковы ожидания у бизнеса в отношении университетов и как университетам подстроиться под эти ожидания?

— Самое главное, это подготовка адаптированных специалистов с требуемой бизнесу квалификацией и практической подготовкой. Для этого университетам необходимы улучшение инфраструктуры и лабораторной базы с целью повышения качества образования и уровня R&D-проектов, разработка кастомизированных под запрос бизнеса программ основного профессионального образования и программ ДПО, повышение компетенций у преподавателей, расширение сетевого взаимодействия между университетами и другими индустриальными партнерами.

— Какие меры поддержки и партнерства со стороны органов власти регионов вы считаете полезными?

— Со стороны органов власти необходимо формирование запроса на высокотехнологичные проекты для развития региона, участие в софинансировании и мониторинге их реализации.

— От каких факторов, на ваш взгляд, зависит успех или неуспех проекта?

— Он зависит от вовлеченности всех сторон на основе партнерского взаимодействия и фокуса на результат.

Конкретно со стороны компании это четко сформулированные требования к компетенциям выпускников, предоставление реальных производственных кейсов, экспертиза  и совместная с университетом проработка образовательных программ, совместная работа над исследованиями и разработками. А со стороны университета — повышение квалификации преподавателей,
готовность к реализации сетевых программ, привлечение внебюджетных средств на исследования и разработки в интересах бизнеса.

— Видите ли вы возможности вовлечения в проект советов по профессиональным квалификациям? В чем они могут заключаться?

—   Профессиональные стандарты, разрабатываемые силами СПК, являются базой при последующей актуализации ФГОСов и программ обучения в вузах и колледжах.

Отражение в профстандартах актуальных требований к знаниям и умениям, учитывающих изменения трудовых функций под влиянием новых технологий и изменений в отрасли, позволяет синхронизировать подготовку кадров с актуальными запросами бизнеса.

Весной этого года Советом по профессиональным квалификациям химического и биотехнологического комплекса была одобрена отраслевая рамка квалификаций в области профессиональной деятельности «Химическое и химико-технологическое производство», мы начали разработку и актуализацию ряда профстандартов и планируем учесть в этой работе опыт сформированной передовой инженерной школы.

Глеб Аникин


Возврат к списку