+

Новая карьерная ступень через программы переподготовки

26 ноя, 2022 | №3-4 2022 | Подготовка кадров


Светлана Крайчинская,
Заместитель генерального директора Агентства развития навыков и профессий, директор Академии

Региональные особенности

- Проект предлагает на выбор более 800 программ для обучения. Какие есть типы программ и по какому принципу идет отбор?

- Программы двух типов. Профессиональное обучение, которое не предъявляет требований к ранее полученному уровню образования и, соответственно, подходит любым гражданам. И программы дополнительного профессионального образования, где требуется среднее профессиональное или высшее образование либо получение его в настоящий момент.

До 2022 года мы работали по федеральному перечню, то есть предлагали общий список для всех регионов. Но теперь перечень программ мы определяем совместно с органами исполнительной власти из субъектов РФ. В зависимости от ситуации на рынке труда сотрудники центров занятости населения выбирают из нашего списка программы, которые востребованы в их регионе2.

-  От чего в этом случае зависит специфика регионального рынка труда?

- Во-первых, в разных регионах разная структура экономики и отраслей. Во-вторых, регионы ориентируются на свободные вакансии. И, в-третьих, это возможные направления для самозанятости и предпринимательства граждан, востребованные в конкретном регионе.

Например, у нас сейчас популярна профессия пчеловода. Но очевидно, что пчеловодство развивается в тех регионах, где оно возможно в силу климатических условий. Это не вакансии, это именно развитие индивидуального предпринимательства, самозанятости граждан, которые занимаются этим направлением.

Есть так называемые сквозные профессии, которые востребованы в любом регионе. Но есть регионы сырьевые, нефтяные или промышленные, где востребованы соответствующие профессии. Например, промышленное рыбоводство развито в регионах на берегах морей. Профессия «оленевод-механизатор» востребована в северных регионах, обработка янтаря - в Калининграде и т.д.

-  А если взять некий средний показатель по России, то какие направления наиболее востребованы у граждан?

-  Есть массовые компетенции3, которые востребованы в любом регионе. Это сфера услуг: парикмахерское искусство, поварское дело, эстетическая косметология, медицинский социальный уход, технология моды. Также востребованы сварочные технологии, электромонтаж. До сих пор популярны бухгалтерский учет, социальная работа, документационное обеспечение управления.

Есть и востребованные ИТ-компетенции - это веб-технологии и графический дизайн. Из новых направлений у нас сейчас популярна компетенция «менеджер по работе с маркетплейсами».

-  То есть вы готовите специалистов и для цифрового сектора?

- Есть программы Минцифры России, которые сосредоточены на таких профессиях, в их рамках предоставляется большой перечень программ. Но для нас цифровые специальности - это только одно из семи направлений подготовки, нам в большей степени интересны профессии реального сектора, потому что они обеспечивают массовую занятость.

И если говорить о цифровых профессиях, то мы сосредоточены на дополнительных навыках, которые нужны для специалистов разных отраслей. Кроме того, мы понимаем, что невозможно подготовить с нуля специалиста в такой области в рамках короткой программы.

Мы ориентируемся на удаленную занятость, но не в чистом виде на цифровые профессии.


Алгоритм трудоустройства

- Какие результаты должны быть достигнуты по завершении проекта, какие количественные показатели?

-  Есть два основных показателя: количество обученных людей и количество занятых после завершения обучения. Проект должен помочь людям трудоустроиться, открыть свое дело или сохранить имеющуюся занятость, если они находятся под риском увольнения либо имеют недостаточную квалификацию. То есть главная цель - обучение в целях содействия занятости. Это контрольный показатель оценки эффективности проекта.

-  Что получает выпускник программы - какой-либо сертификат или диплом?

- Да, конечно, человек получает документ о квалификации. Это может быть свидетельство о профессии, удостоверение о получении квалификации или диплом о профессиональной переподготовке - зависит от вида программы.

-  Как затем ваши коллеги содействуют ему в трудоустройстве?

- В этом и дело, что содействие осуществляется не после прохождения программы, а до. Каждый человек у нас обучается по договору, который предусматривает обязательства по занятости. Есть три типа договора.

Первый: если человек ориентируется на свое дело - ИП или самозанятость, он заключает двусторонний договор с центром обучения, который обязуется передать слушателю все необходимые знания, а тот, в свою очередь, обязуется получить статус самозанятого после обучения.

В наши программы включен модуль для самозанятых, в котором мы рассказываем, как зарегистрироваться, вести профессиональную деятельность, получать заказы и т.д. Плюс мы работаем в рамках соглашения с центрами «Мой бизнес» в каждом регионе, где самозанятые получают дополнительные консультации.

Если же человек ориентируется на трудоустройство, то он обучается по трёхстороннему договору с работодателем. То есть работодатель известен до начала обучения. Это может быть партнер образовательной организации, или организация, которую нашел сам слушатель программы, или предприятие, которое обратилось к нам.

Человек обязуется выучиться, образовательная организация - обучить, а работодатель - принять на работу в случае успешного прохождения обучения.

Третий тип договора мы заключаем с Центрами занятости населения. Это касается граждан, которые пока не определились, будут ли они самозанятыми или хотят трудоустроиться. По этому договору после завершения обучения они рассматривают вакансии, которые есть на тот момент, и решают либо выйти на вакансию, либо вести самостоятельную профессиональную деятельность.

Сотрудничество и актуализация

- Какие образовательные организации могут участвовать в программе?

- У нас есть открытая процедура, которую мы реализуем много лет,- предварительный квалификационный отбор образовательных организаций. Требования прохождения отбора опубликованы на сайте Академии Ворлдскиллс Россия. Для участия в нем, во-первых, необходима лицензия на дополнительное профессиональное образование и профессиональное обучение (либо на один из этих видов).

Во-вторых, у организации должна быть материально-техническая база для проведения обучения по соответствующей образовательной программе. Это связано с тем, что 70% времени обучения у нас занимает практическая работа. И третье требование отбора - наличие квалифицированных специалистов.

Сейчас в проекте участвуют 1735 организаций. Примерно 15% - это вузы, чуть более 12% - учебные центры предприятий и организации ДПО, а около 70% - организации среднего профессионального образования. И этот список ежемесячно пополняется на 70-100 организаций.

-  После предварительного отбора ваши коллеги выезжают на место, чтобы посмотреть помещения, оборудование?

- У нас есть процедура «Мониторинг качества профессионального обучения и ДПО». Мы наблюдаем за всеми субъектами РФ, выезжаем в регион и там выборочно как федеральный оператор проекта проверяем соответствие заявленных условий фактическим. У нас также есть региональные операторы, которые проверяют все организации, реализующие программы.

Если организация не соответствует условиям - была пара случаев, - эти организации лишаются права обучения.

-  А что с контролем качества программ? Привлекаете ли вы для этого советы по профессиональным квалификациям или других экспертов?

-  У нас есть банк эталонных образовательных программ, который разработали наши методисты, квалифицированные эксперты с учетом нормативных требований, стандартов компетенций, разработанных в нашей организации.

Кроме того, мы используем типовые образовательные программы, которые утверждаются федеральными органами исполнительной власти или ведомствами. Здесь мы работаем с СПК. Например, с СПК по чрезвычайным ситуациям, где мы взяли в качестве рекомендуемых для реализации программы обучения пожарных-добровольцев, которые разработаны и утверждены соответственным ведомством. Помимо этого, мы начали работать с СПК в области воздушного транспорта. И даже начали разработку пакета программ для подготовки пилотов и бортпроводников.

И третье направление - это запросы граждан. Например, наши образовательные организации могут разрабатывать свои программы, ориентированные на запросы работодателя, когда ему требуется сделать уклон на специфическое оборудование или специфические навыки. Эти программы мы утверждаем и также помещаем в наш банк для использования в дальнейшем обучении.

Периодически появляются какие-то федеральные требования, с которыми мы стараемся состыковываться. Мы стараемся отслеживать все нормативные изменения, которые происходят и влияют на требования к образовательным программам. Что-то отслеживаем самостоятельно, что-то с помощью СПК для того, чтобы по мере надобности программы актуализировать.

- Используете ли вы механизмы независимой оценки квалификации при проведении итоговой аттестации?

- У нас есть интересный опыт, который я уже упоминала, связанный с СПК по чрезвычайным ситуациям. В декабре прошлого года мы провели эксперимент. В рамках наших образовательных программ совместили процедуры итоговой аттестации и независимой оценки квалификации по пожарным. Мы синхронизировали оценочные средства, где это связано с определенными требованиями к специалистам для соответствия занимаемой должности. Этим опытом продолжаем пользоваться. Далее мы предложили такие возможности всем СПК. Мы открыты для СПК и всем, кому интересно, предлагаем возможность синхронизации этих процедур.

Егор Фурсов

Источник фото: пресс-служба Агентства развития навыков и профессий





  1. http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202203190001?index=19&rangeSize=1 
  2. Список региональных операторов: https://trud.worldskills.ru/contacts 
  3. Компетенция — это общее название набора профессий. Например, компетенция «Технологии моды» включает в себя программы профессионального обучения на швею, программы дополнительного образования закройщиков и т.д.

Возврат к списку