+

Инструменты НСК на службе регионов: обзор эффективных региональных инициатив

26 ноя, 2024 | Профессиональные стандарты и оценка квалификации






В 2015 году Национальный совет при Президенте РФ по профессиональным квалификациям одобрил Модель взаимодействия с партнерами в субъектах Российской Федерации, в соответствии с которой была введена двухуровневая структура управления национальной системой квалификаций.

На верхнем уровне — координационные органы, в ведении которых находятся вопросы стратегического управления процессами, связанными с развитием механизмов НСК в субъектах Российской Федерации.

Текущее администрирование (второй уровень) доверено региональным методическим центрам — организациям, определенным высшими должностными лицами субъектов Российской Федерации.

На сегодняшний день в 46 субъектах Российской Федерации действуют координационные органы по вопросам развития национальной системы квалификаций и региональные методические центры, при этом с правительствами 24 регионов Национальным агентством подписаны специальные соглашения о взаимодействии в области развития НСК.

Национальное агентство на основе лучших региональных наработок и существующих нормативных и методических документов федерального уровня сформировало Методические рекомендации по развитию национальной системы квалификаций на региональном уровне, обеспечивая их регулярную актуализацию1.


Методические рекомендации предназначены в первую очередь для органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации (в сфере труда, образования и развития отраслей экономики), а также региональных методических центров. При этом они также востребованы образовательными организациями высшего и среднего профессионального образования, дополнительного образования, а также организациями-работодателями.

Так, наряду с описанием подходов и практики использования инструментов НСК (профессиональные стандарты, независимая оценка квалификации, профессионально-общественная аккредитация образовательных программ) в документе приведены также рекомендации по организации дуального образования, прикладного проектного обучения, профессиональной ориентации, прогнозирования рынка труда.

Методические рекомендации разбиты на четыре укрупненных тематических раздела:

  • Определение текущих и перспективных потребностей рынка труда в профессиональных кадрах;
  • Применение инструментов НСК работодателями в системе подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров;
  • Содействие применению инструментов НСК работодателями;
  • Управление НСК на региональном уровне.

Разделы, в свою очередь, состоят из тематических глав, посвященных отдельным вопросам развития национальной системы квалификаций, рынка труда или системы профессионального образования, например «Взаимодействие с федеральными органами власти в части формирования КЦП» или «Использование инструментов независимой оценки квалификации в программах профессионального образования» и др.

Каждая глава состоит из двух содержательных блоков:

  • общие положения (обзор профильных нормативных правовых актов и методических документов федерального и регионального уровней);
  • рекомендации для регионов (перечень практических шагов по конкретным направлениям работы).

Для более глубокого изучения проектов, инициированных акторами национальной системы квалификаций на местах, на сайте Национального агентства сформирована и ведется база перспективных региональных практик развития НСК18.


В отличие от методических рекомендаций, в фокусе перспективных практик — раскрытие механики конкретного проекта, его нормативного обеспечения и достигнутых результатов. Практики представляют собой «срез» конкретных региональных кейсов, позволяют более подробно изучить алгоритмы работы для их использования в заинтересованных регионах страны.

Для удобства пользователей практики разделены на четыре тематические группы:

  • управление НСК на региональном уровне;
  • определение потребностей рынка труда в профессиональных кадрах;
  • применение инструментов НСК в системе подготовки кадров;
  • содействие применению работодателями инструментов НСК.

Библиотеку практик главным образом составляют кейсы, успешно реализованные в регионах страны, которые могут быть тиражированы заинтересованными субъектами Российской Федерации.

Инструменты НСК адаптивны и способствуют достижению позитивного эффекта, способствуя повышению качества подготовки профессиональных кадров и балансированию спроса и предложения на рынке труда.

С целью популяризации и тиражирования перспективных практик НСК Национальное агентство проводит (принимает участие) совещания для региональных слушателей с участием крупных сетевых организаций федерального уровня, в частности Ассоциации инновационных регионов России, в партнерском пуле которых состоят многие региональные акторы.

Рассмотрим некоторые практики регионов более подробно.

Красноярский край: комплексное обеспечение кадрами приоритетных отраслей региона

Одним из наиболее масштабных и амбициозных региональных проектов по праву считается формирование адаптивной модели подготовки кадров для нужд высокотехнологичных отраслей в Красноярском крае «под ключ»: от определения потребностей работодателей в квалификации и «тонкой настройки» образовательных программ до применения инструментов НСК в управлении персоналом организаций.

Год назад мы писали о проекте Красноярского края на страницах нашего журнала19. Коротко напомним об основных параметрах и достижениях региональной инициативы.

Пилотный проект стартовал 14 апреля 2023 года. Официальным стартом проекта стало утверждение его дорожной карты.

Инициаторами пилотного проекта выступили АНО «Национальное агентство развития квалификаций» и три органа исполнительной власти Красноярского края: министерство промышленности, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства, министерство образования, агентство труда и занятости населения.

В качестве приоритетной отрасли для отработки механики проекта в Красноярске была выбрана космическая. Главным предприятием-партнером выступило АО «Информационные спутниковые системы» имени академика

М. Ф. Решетнёва» (АО «РЕШЕТНЁВ»). Также в реализации проекта участвуют: завод «Красмаш», ЦКБ «Геофизика», НПО «Радиосвязь» и Горно-химический комбинат («ГХК»).

Задачи пилотного проекта:

  • развитие практико-ориентированного подхода к обучению, в том числе реализуемого с применением инструментов наставничества;
  • «настройка» системы прогнозирования потребности в кадрах, обеспечивающей оптимальный баланс спроса и предложения в регионально-отраслевом сегменте рынка труда (отсутствие дефицита и переизбытка кадров на рынке);
  • обеспечение «бесшовного» перехода от образования к профессиональной деятельности (отсутствие необходимости в доучивании сотрудников на рабочем месте и адаптации к рабочей среде; снижение расходов, связанных с «текучестью» кадров и рекрутингом; наем лояльных предприятию сотрудников из числа бывших студентов).




Рис. 1. Элементы адаптивной модели (слайд из презентации заместителя руководителя агентства труда и занятости населения Красноярского края С.А. Селюнина)



В шести организациях СПО Красноярского края — участниках проекта из сотрудников сформированы рабочие группы по реализации проекта (каждая группа напрямую взаимодействует с работодателем).

Рабочие группы отвечают за актуализацию содержания образовательных программ по востребованным профессиям и специальностям, разработку контрольно-оценочных средств, сформированных под каждую компетенцию (оценочные средства включают в себя теоретическую и практическую части, разработанные на основании технологической документации, представленной предприятием).

В регионе проведена общественная экспертиза 16 комплектов оценочных средств и шести образовательных программ колледжей, экспертиза проводилась на основании экспертных листов, разработанных Базовым центром подготовки кадров АНО «НАРК».

Уровень обновления образовательных программ варьируется: от 20% объема наполнения программы «Монтажник радиоэлектронной аппаратуры и приборов» Техникума инновационных промышленных технологий и сервиса до 70% содержания программы «Оператор станков с программным управлением (фрезерные работы)». В последнем случае это по факту полное обновление всей практической части.

В процессе реализации проекта проводились вспомогательные информационные и методические мероприятия, в том числе по инициативе и/или при участии представителей НАРК: семинар «Разработка индивидуальных учебных планов», рабочая встреча «Экспертная оценка образовательных программ», проектно-аналитическая сессия «Разработка модели реализации образовательных программ подготовки рабочих и специалистов среднего звена для АО «РЕШЕТ-НЁВ» и др.

Для погружения в производственный процесс и понимания специфики предприятия была проведена экскурсия-стажировка на АО «РЕ-ШЕТНЁВ» для педагогов и мастеров, которые будут адаптировать учебные программы образовательных учреждений.

Для профессиональных образовательных организаций, участвующих в проекте, проведено обучение по дополнительной профессиональной программе повышения квалификации «Организационно-методическое сопровождение применения независимой оценки квалификации в подготовке рабочих кадров и специалистов среднего звена».

В 2023 году обучено 644 студента по актуализированным программам, из них 125 студентов — по индивидуальным учебным планам. В 2024 году аналогичные показатели составляют 1091 и 214 чел. соответственно. При этом значительная часть студентов, перешедших на индивидуальный учебный план, благодаря увеличению времени, связанному с освоением профессиональных навыков непосредственно на площадке предприятия-индустриального партнера, смогли получить более высокий уровень рабочего разряда.

В рамках проекта разработаны и реализуются три программы стажировки для педагогических работников и наставников с предприятий.

Число работодателей, участвующих в проекте, в 2024 году увеличилось с одного до семи, а число образовательных организаций — с шести до девяти.

Количество целевых договоров возросло со 102 единиц до 135 год к году.

С целью внедрения адаптивной модели подготовки кадров в АО «РЕШЕТНЁВ» создана специализированная бригада в соответствии со штатным расписанием цехов, обеспечивающих выполнение производственного задания с участием студентов (без адаптационного периода), — технология «Бригада».

В состав такой бригады входят работники с высшим образованием: пять технологов и три старших мастера, а также со средним профессиональным образованием: 43 фрезеровщика и девять токарей.

Период работы бригады — 1,5 года. За этот период запланировано освоение сетевой программы с участием организаций высшего и среднего профессионального образования по трем модулям:



Рис. 2. Механика сетевой технологии «Бригада» (слайд из презентации заместителя руководителя агентства труда и занятости населения Красноярского края С.А. Селюнина)


 Теоретическая и практическая подготовка в мастерских (студенты СПО) и лабораториях (студенты университетов);

  • Практическая подготовка на предприятии;

  • Выход на предприятие (стажировка).

Успешное освоение последнего модуля завершается трудоустройством студента, обеспечивая «бесшовный» переход на рабочее место в короткие сроки.

Технологию «Бригада» запланировано включить в региональный проект Красноярского края «Профессионалитет для всех» — аналог федерального проекта «Профессионалитет».

В последующие периоды запланирована реализация следующих мероприятий в рамках развития адаптивной модели:

  • расширение пула партнеров и увеличение количества актуализированных программ;

  • взаимодействие со школами;

  • расширение практики обучения по индивидуальным образовательным программам и трудоустройства во время учебы;

  • поддержка открытия на базе Красноярского техникума промышленного сервиса центра оценки квалификаций по машиностроению;

  • рассмотрение вопроса совместно с предприятиями по созданию учебно-производственных комплексов на базе профильных учреждений СПО.

Липецкая область: автоматизированная информационная система «Кадры региона»

В 2019 году была разработана автоматизированная система «Мониторинг и прогнозирование кадровой потребности Липецкой области».

Ранее мы уже писали о масштабной ИТ-плат-форме Липецкой области20. Напомним о назначении и возможностях проекта, а также рассмотрим его практические эффекты.

Платформа «Кадры региона» предназначена для мониторинга профессионально-квалификационной структуры рабочих мест работодателей Липецкой области и прогнозирования кадровой потребности как по региону в целом, так и в разрезе муниципальных образований, а также для формирования контрольных цифр приема по программам СПО и ВО для образовательных организаций области.

Проект разработан совместно администрацией Липецкой области, Союзом промышленников и предпринимателей Липецкой области, ПАО «НЛМК».

Задачи проекта:

  • наличие актуальных сведений о структуре персонала в разрезе профессий и должностей;

  • формирование прогноза спроса/дефици-та на рынке труда на 9 лет;

  • создание запроса в учебные заведения на предмет актуальных профессий;

  • формирование контрольных цифр приема по программам среднего профессионального и высшего образования в регионе;

  • планирование развития отраслей региональной экономики.

Со дня создания система существенно эволюционировала: из файла Microsoft Excel, в который работодатели вносили данные, она превратилась в сложный программный продукт.

С 2021 года администрация Липецкой области перешла от тестовой эксплуатации к регулярному использованию ИТ-продукта.

В последующем проект был гармонизирован со Стратегией цифровой трансформации отраслей экономики, социальной сферы и государственного управления Липецкой области, утвержденной постановлением областного правительства (от 29 сентября 2022 года № 178). В соответствии с принятой Стратегией в Липецкой области предусмотрена реализация проекта «Мониторинг кадровой потребности региона».




Рис. 3. Алгоритм наполнения данными АИС «Кадры региона» (адаптированный слайд из презентации начальника отдела профессионального обучения и реализации национальных проектов управления социальной политики Липецкой области С.А. Голенских)


В настоящее время АИС «Кадры региона» позволяет собирать в единой информационной среде работодателей, органы власти, учреждения высшего образования, учреждения среднего профессионального образования для единого взаимодействия по вопросам выявления потребности региона в кадрах. У каждой организации (работодателя, образовательной организации) есть свой личный кабинет, куда он предоставляет и откуда получает информацию, имеющую значение для реализации проекта. Интерфейс личного кабинета для каждого типа пользователя имеет отличия от прочих.


Рис. 4. Практический эффект АИС «Кадры региона». Перераспределение контрольных цифр приема в Липецкой области (адаптированный слайд из презентации начальника отдела профессионального обучения и реализации национальных проектов управления социальной политики Липецкой области С.А. Голенских)


Система позволяет осуществлять всесторонний анализ текучести кадров, естественной убыли, внутрифирменного движения персонала, модернизацию производственной деятельности на предприятиях Липецкой области, формирует сведения по потребности в необходимых специалистах, рабочих профессиях на среднесрочную и долгосрочную перспективу в привязке к образовательным организациям.


Работа системы началась с 17 компаний, общая численность работников в которых составляла чуть более 50 тыс. человек. На сегодняшний день в проект Липецкой области по применению АИС «Кадры региона» вовлечено более 2,5 тыс. компаний, охватывающих более 250 тыс. работников.

Важным практическим эффектом является изменение КЦП Липецкой области. За последние 5 лет был «выявлен резерв» в 365 учебных мест для востребованных регионом специальностей (медики, программисты, педагоги, строители, сварщики, слесари, техники, механики и др.) за счет перераспределения мест по специальностям, представленным на рынке труда Липецкой области в избытке (экономисты, юристы, специалисты по обслуживанию автомобилей и др.).

Проект Липецкой области является тиражируемым. В настоящее время регион ведет переговоры с другими субъектами Российской Федерации об адаптации своей системы на других территориях, в частности с Ханты-Мансийским автономным округом.


Рис. 5. Перспективы развития АИС «Кадры региона» (адаптированный слайд из презентации начальника отдела профессионального обучения и реализации национальных проектов управления социальной политики Липецкой области С.А. Голенских)


Свердловская область: перспективные практики Уральского федерального университета


В условиях кадрового дефицита и спроса на высококвалифицированных специалистов образовательные организации пересматривают сложившиеся практики подготовки специалистов на изменение профессионально-квалификационной структуры рынка труда.

Межотраслевой центр развития квалификаций Уральского федерального университета и Свердловский областной союз промышленников и предпринимателей, совместно выполняющие в регионе функции регионального методического центра, разработали организационную модель по формированию у студентов нескольких квалификаций (инженерной и рабочей) в период обучения. Разработчики ориентируются на квалификации из Реестра НОК.

Одним из первых реализованных кейсов университета стал совместный проект с Уралвагонзаводом. В 2021 году на площадке Нижнетагильского технологического института и Нижнетагильского машиностроительного техникума был инициирован проект «Мобильная подготовка кадров для предприятий ОПК».

Ввод в эксплуатацию автоматизированных линий и станков на Уралвагонзаводе потребовал срочного обновления программы подготовки специалистов. Корректировка содержания основных образовательных программ, реализации программы ДПО, организация практики и стажировок для студентов ВО и СПО позволили студентам в течение года получить новые знания и умения, сдать экзамен по квалификациям «Инженер-технолог-программист» (5-й уровень) и «Токарь (3-й уровень) в центре оценки квалификаций и заступить на рабочее место.

Реализация проекта способствует выполнению одной из задач, выполнение которых предусмотрено указом Президента РФ «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года», а именно задаче по созданию к 2030 году условий для одновременного освоения не менее чем 30% студентов нескольких квалификаций в рамках профессионального образования.

Наличие дополнительной квалификации позволяет выпускнику вуза диверсифицировать риски на рынке труда, предоставляя возможность включиться в более сложные проекты, требующие дополнительных навыков, знаний, умений, помимо основных компетенций.

Получение студентами в период обучения нескольких квалификаций (инженерной и рабочей) на бесплатной основе — одна из возможностей, обеспечивающих их профессионализацию, возможность трудоустройства и использования полученных знаний и навыков в конкретных производственных условиях.

Для этой цели в учебные планы вводится модуль «Профессиональная квалификация». Таким образом, у студента появляется возможность пройти обучение по конкретному образовательному треку, получить необходимые практические умения, выполнить собственные проекты по формируемой квалификации.

Университет полностью отработал организационный алгоритм проекта: от разработки концептуальных подходов и планирования до формирования организационной команды из числа ведущих служб и ответственных менеджеров институтов.

Для реализации такого рода комбинированных программ внесены изменения в нормативные документы и форматы существующих информационных ресурсов. В основу каждой программы положены профессиональные квалификации из Реестра НОК22, а также действующие профессиональные стандарты.

Все значимые подразделения университета вовлечены в эту деятельность. На сегодняшний день в активе УрФУ — свыше 120 основных образовательных программ, формирующих у студентов профессиональные квалификации. Работодатели приветствуют эту инициативу, понимая, какого именно специалиста они получат «на выходе», а студенты, в свою очередь, рассчитывают на хорошие предложения при трудоустройстве.

Аналогичный проект, потребовавший мобильного образовательного решения кадровых потребностей, был реализован с Уральским заводом гражданской авиации. Следует отметить, что подобного рода заказы для университета являются регулярной практикой.

Отдельного внимания заслуживает проект «Цифровая кафедра», направленный на формирование у студентов наиболее востребованных цифровых компетенций и дающий возможность их применения в производственной деятельности в самых разных отраслях. В рамках проекта реализуется уже свыше 30 дополнительных профессиональных программ, обучается более чем 3 тыс. студентов. Первые выпускники успешно трудоустроены и используют полученные навыки в своей работе.


Хабаровский край: эксперимент по прохождению профэкзамена безработными гражданами за счет средств регионального бюджета


Хабаровский край рассматривает независимую оценку квалификации как инструмент снижения кадрового дефицита и стимул для развития непрерывного образования.

Прежде чем разработать механизм прохождения НОК посредством сертификата, оплачиваемого регионом, Комитет по труду и занятости населения Хабаровского края провел анализ структуры безработных граждан, а также обращающихся в службу занятости в поиске подходящей работы.

Длительно не работающие граждане (официально), как правило, либо не работали по специальностям и профессиям, указанным в дипломах об образовании, либо были заняты в неформальном секторе экономики.

Работодатели отказывались вступать в трудовые отношения с такими соискателями, поскольку понимали, что должны будут понести дополнительные затраты. Граждане, не имеющие дохода, не были готовы проходить независимую оценку квалификации за свой счет.

При поддержке губернатора Хабаровского края агентство труда и занятости населения предусмотрело возможность выдачи службой занятости сертификата для прохождения независимой оценки квалификации. Финансирование профессионального экзамена осуществляется из средств краевого бюджета.

Такая возможность предусмотрена Порядком организации прохождения гражданами, ищущими работу, безработными гражданами независимой оценки квалификации посредством сертификатов, утвержденным постановлением краевого правительства от 23 сентября 2022 года № 466-пр.

Первые соискатели были направлены службой занятости на прохождение экзамена для специалистов в области охраны труда и бухгалтеров.

Стоимость сертификата установлена в размере стоимости независимой оценки квалификации, определенной договором об оказании услуг, заключенным между гражданином и ЦОК.

Служба занятости оплачивает стоимость проведения профэкзамена посредством сертификатов на расчетный счет ЦОК в течение 20 рабочих дней со дня предоставления гражданином в орган службы занятости подтверждающих документов: акта об оказании услуг по договору, документального подтверждения результатов экзамена и счета.

Финансирование расходов на прохождение независимой оценки квалификации безработными гражданами посредством сертификатов осуществляется за счет бюджета Хабаровского края.

Следует отметить, что подобный опыт выдачи единоразовых ваучеров на признание профессиональной квалификации безработным гражданам также активно реализуется в Республике Казахстан.

Республика Саха (Якутия): олимпиада профмастерства «Профессионалы Якутии»

Проект по совмещению процедуры государственной итоговой (промежуточной) аттестации и независимой оценки квалификации реализуется Национальным агентством не первый год.

Вдохновившись этим опытом, Республика Саха (Якутия) решила найти новое применение профессиональному экзамену, а именно провести соревнование профессионального мастерства с использованием оценочных средств, утвержденных СПК.

Тестирование проводилось на базе информационного модуля «Онлайн-экзамен». Студенты колледжей были мотивированы на прохождение олимпиады. Для них участие в мероприятии не только повышало их статус внутри учебных заведений, но и имело практический смысл. Все, кто успешно сдал теоретическую часть профессионального экзамена, в течение года смогли пройти практический этап в любом центре оценки квалификаций и получить свидетельство о квалификации.

Первую олимпиаду «Профессионалы Якутии» в формате теоретической части профессионального экзамена Национальное агентство и Республика Саха (Якутия) провели еще в 2021 году. «Пробное» состязание получилось немногочисленным и собрало до полусотни участников. Тогда это был серьезный вызов для студентов местных колледжей. Республика сочла такую практику полезной и совместно с Национальным агентством развития квалификаций сделала олимпиаду ежегодной.

В 2022 году студенты колледжей региона вновь получили возможность проверить свои знания, сдав теорию на платформе «Онлайн-экзамен». Теперь количество участников увеличилось до 70. Экзамен прошел по шести востребованным квалификациям: программист, портной, каменщик, облицовщик, мастер по маникюру и парикмахер.

В олимпиаде 2023 года приняли участие 116 студентов из восьми колледжей. Перечень подтверждаемых квалификаций также был расширен. В него вошли: облицовщик-плиточник, тракторист-машинист сельскохозяйственного производства, программист, портной, мастер по маникюру, мастер по моделированию и дизайну ногтей, парикмахер, электромонтажник домовых электрических систем и оборудования.

Результаты олимпиады были проанализированы министерством образования, а также образовательными организациями Республики Саха (Якутия). Регион постарался учесть полученные данные при корректировке обучающих программ с целью улучшения качества подготовки специалистов.

Следует отметить, что опыт присвоения свидетельства о квалификации по результатам проведения чемпионата профессионального мастерства был успешно реализован СПК в сфере атомной энергии в рамках чемпионата «АтомСкиллс» в 2023 году24.

Так, через совмещение процедуры оценки профессионального мастерства с независимой оценкой квалификации было обеспечено признание результатов оценки чемпионатной компетенции «Инженерное проектирование» как практической части НОК по квалификации

«Инженер-конструктор объектов использования атомной энергии» (6-й уровень квалификации).

Заключение

Перечень инициатив по применению инструментов НСК в управлении субъектом Российской Федерации гораздо шире того, что приведен в данной статье.

Это и содействие трудоустройству бывших осужденных с обучением в местах лишения свободы и последующей сдачей профессионального экзамена, реализуемое в республиках Башкортостан и Мордовия, и опыт применения профессиональных стандартов в бюджетных учреждениях Вологодской области, и система прогнозирования потребности в кадрах в Республике Карелия, и мн.др.

На федеральном уровне создан и функционирует удобный и действенный инструментарий управления региональным рынком труда и системы профобразования. Всем желающим остается только выбрать для себя нужные инструменты.

Национальное агентство развития квалификаций в целом и специально выделенный в его структуре Департамент регионального развития и международных связей в частности всегда готовы оказать методическую и консультационную поддержу региональным партнерам и обсудить с ними профильные проекты любого уровня, в том числе самые амбициозные.


Департамент регионального развития и международных связей Национального агентства развития квалификаций:
Прокофьев Владилен Юрьевич, руководитель Департамента, +7 (926) 966-16-86 (доб. 1033);
Митрофанов Иван Александрович, советник Департамента, +7 (926) 966-16-86 (доб. 1006),
imitrofanov@nark.ru.

Возврат к списку