+

Независимая оценка квалификации и аттестация студентов колледжей и вузов: возможности сопряжения

25 ноя, 2024 | Профессиональные стандарты и оценка квалификации



В 2023 г. Президент Российской Федерации поручил1 Правительству РФ обеспечить внесение изменений в законодательство страны, предусматривающих признание демонстрационного экзамена в системе независимой оценки квалификации. Минпросвещения России, следуя поручениям Правительства РФ2, подготовило3 и направило для согласования в федеральные органы государственной власти законопроект о внесении изменений в федеральные законы «Об образовании в Российской Федерации» и «О независимой оценке квалификации».


Изменения в законодательстве закрепляют понятие «профессионалитет», определяют демонстрационный экзамен в качестве основной формы проведения государственной итоговой аттестации в системе СПО и делают возможным признание его результатов в системе независимой оценки квалификации. Эти нововведения последовательно вписываются в логику инициатив последних лет по сопряжению процедур государственной итоговой (промежуточной) аттестации студентов колледжей4 и вузов5 и независимой оценки квалификации.

Первый пилотный проект под названием «Профессиональный экзамен для студентов» по совмещению процедур государственной итоговой (промежуточной) аттестации и независимой оценки квалификации для студентов и выпускников СПО осуществлялся в период 2018-2023 годов Национальным агентством развития квалификаций с участием 19 отраслевых советов по профессиональным квалификациям и более 300 колледжей и техникумов в 34 субъектах РФ.

В рамках проекта6 более 8,6 тыс. студентов колледжей и техникумов прошли одновременно государственную итоговую аттестацию и независимую оценку по 56 профессиональным квалификациям. И если в 2018 году только 38,3% студентов смогли подтвердить полученную квалификацию и получить свидетельство о профессиональной квалификации вместе с дипломом о среднем профессиональном образовании, то в 2024 году этот показатель составил 73,1%.

С 2023 года профессиональный экзамен для студентов программ СПО реализуется как направление в составе проекта Национального агентства развития квалификаций «Национальная система квалификаций — конструктор карьеры».

Проект по сопряжению процедур государственной итоговой аттестации и независимой оценки квалификации в отношении студентов вузов реализуется Минобрнауки России и Национальным агентством развития квалификаций при поддержке Рособрнадзора и девяти советов по профессиональным квалификациям, начиная с 2022 года, в 17 регионах России7. В рамках проекта более 1,2 тыс. студентов 36 вузов прошли совместную итоговую аттестацию и независимую оценку по 22 профессиональным квалификациям (25 направлений подготовки). В 2022 году доля студентов, успешно прошедших оба испытания, составила 73% от общего числа участников, а в 2024 году этот показатель вырос до 77%.

В 2023/2024 учебном году стартовал очередной (третий по счету с 2018 года) пилотный проект по совмещению демонстрационного экзамена профильного уровня в СПО и независимой оценки квалификации для горнометаллургического комплекса и машиностроения. Координатор проекта — Институт развития профессионального образования8.

Одну из главных ролей в вопросах сопряжения государственной итоговой аттестации студентов и независимой оценки квалификации играют отраслевые советы по профессиональным квалификациям. СПК формируют консолидированные требования профессионального сообщества к содержанию и качеству труда в виде профессиональных стандартов.

На их основе разрабатываются квалификации, которые определяют требования к профессиональным квалификациям для конкретных профессий. Профессиональные стандарты и квалификации служат ориентиром для организации образовательного процесса, направленного на удовлетворение потребностей рынка труда, определяют основу содержания образовательных программ и оценочных средств.

При совмещении процедур государственной итоговой аттестации и независимой оценки квалификации каждый СПК отвечает не только за разработку и поддержание в актуальном состоянии профессиональных квалификаций и оценочных средств по закрепленным за ним видам профессиональной деятельности, но и за организацию взаимодействия с образовательными организациями и конкретными работодателями для проведения экзаменов.

Эксперты СПК разрабатывают оценочные материалы и активно участвуют в оценке студентов колледжей и вузов в качестве членов комиссий, контролируя качество выполнения практических заданий.

Одним из ключевых аспектов работы СПК является также контроль за соблюдением нормативных требований к процедурам независимой оценки, осуществляемой центрами оценки квалификации совместно с образовательными организациями.

Благодаря таким общим усилиям результат государственной итоговой аттестации, в том числе демонстрационного экзамена, признается в системе независимой оценки квалификации, и студенту наряду с дипломом об образовании может быть выдано свидетельство о квалификации, открывающее ему вход на рынок труда, в профессию, предоставляющее дополнительные возможности для трудоустройства и карьерного роста.

Демонстрационный экзамен является новой формой государственной итоговой аттестации выпускников колледжей и вузов. Он предусматривает моделирование реальных производственных условий для демонстрации выпускниками практических умений и навыков и независимую экспертную оценку профессиональных квалификаций выпускников, в том числе экспертами из числа потенциальных работодателей. Таким образом, сама идея и содержание демонстрационного экзамена полностью соответствуют методологии независимой оценки квалификации.

Сопряжение демонстрационного экзамена с независимой оценкой квалификации делает процесс оценки прозрачным и ориентированным на реальные запросы рынка труда, превращает процедуру государственного экзамена в двойной инструмент: одновременно для завершения обучения и для подтверждения профессиональных квалификаций.


Успешное прохождение демонстрационного экзамена требует от студентов подтверждения не только теоретических знаний, но и практических умений, соответствующих освоенной в результате обучения профессиональной квалификации. Чтобы эффективно подготовиться к экзамену и добиться высоких результатов, студентам рекомендуется придерживаться нескольких простых советов. Прежде всего следует обязательно ознакомиться с описанием квалификации (квалификаций), по которой планируется сдача экзамена. Для этого необходимо обратиться к Реестру сведений о проведении независимой оценки квалификации, где можно найти квалификацию и ознакомиться с ее требованиями и описанием.


Это поможет понять, какие компетенции (трудовые функции и трудовые действия), умения и знания будут проверяться на экзамене и на какие аспекты подготовки следует обратить особое внимание при самостоятельной подготовке к нему.


Даже если по каким-то причинам квалификация не была подтверждена в процессе демонстрационного экзамена и был в итоге получен только диплом об образовании без свидетельства о квалификации, выявленные до и в результате экзамена дефициты знаний и умений (обязательно выдается заключение о прохождении профессионального экзамена с перечнем обнаруженных пробелов) помогут в дальнейшем правильно подготовиться и подтвердить свою квалификацию (квалификации) в центре оценки квалификаций, причем неограниченное число раз.


Студентам рекомендуется воспользоваться возможностями различных «цифровых помощников» при самостоятельной подготовке к процедуре прохождения экзамена. Важно заранее изучить примеры заданий оценочных средств, которые можно найти как на сайтах советов по профессиональным квалификациям, так и центра оценки квалификации, но удобнее — прямо на странице конкретной квалификации в Реестре, где есть ссылка на примеры оценочных средств. Также на сайте «Демо-экзамен» можно попробовать свои силы, пройдя демотест (теоретическую часть) и сравнить свои ответы с правильными. Это поможет понять свои дефициты и сделать акцент при подготовке на «слабых местах».


Начиная с 2023 года Национальное агентство развития квалификаций совместно с отраслевыми советами по профессиональным квалификациям ведет работу по формированию специальных информационных материалов16 для самостоятельной подготовки к профессиональному экзамену по различным квалификациям. К примеру, таким как «Главный архитектор проекта (специалист по организации архитектурно-строительного проектирования) (7-й уровень квалификации)», «Наладчик токарных станков с ЧПУ 4-го разряда (3-й уровень квалификации)», «Мастер по маникюру (3-й уровень квалификации)», «Бухгалтер (5-й уровень квалификации)» и др. Полный перечень материалов доступен по ссылке — https://dck.ru/3E0iZZ.


Данные материалы размещаются на сайтах СПК и центров оценки квалификаций и направлены на оказание практической помощи соискателям для успешного прохождения профессионального экзамена. Это ценный ресурс, который поможет студентам лучше подготовиться к экзамену, систематизировать и пополнить свои знания и умения, а также успешно преодолеть возможные психологические и организационные препятствия при оценке.


В ближайшие годы следует ожидать дальнейшего расширения географии реализации совмещенного формата демонстрационного экзамена и независимой оценки квалификации как важнейшего инструмента подтверждения профессиональных квалификаций выпускниками колледжей и вузов. Увеличение числа участников также приведет к расширению спектра квалификаций, по которым будет проводиться их независимая оценка.


Информационные материалы для подготовки к профессиональному экзамену (40 профессиональных квалификаций) https://clck.ru/3EQiZZ


Материалы для студентов и выпускников СПО https://clck.ru/3EQica


Информационные материалы для студентов и выпускников о государственной итоговой (промежуточной) аттестации обучающихся вузов с применением независимой оценки квалификации https://clck.ru/3EQigD

Возврат к списку