В Российской Федерации в соответствии с Указом Президента РФ от 7 мая 2012 года № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» в основном сформирована система профессиональных стандартов, которых к настоящему времени разработано более 1,6 тыс.
По данным опроса, проведенного ВНИИ труда Минтруда России в 2023 году, профессиональные стандарты применяют 70% организаций. Приоритетное направление применения (более 90% ответов) — разработка должностных инструкций, квалификационных характеристик работников и т.п. Практика использования профессиональных стандартов в сфере труда, системе образования при оценке квалификаций находит все более широкое применение.
Обеспеченность работников профессиональными стандартами составляет около 80% (учитывая профессионально-квалификационную структуру занятых). В то же время в процессах их разработки и применения возник ряд проблемных вопросов.
Отсутствие классификации видов профессиональной деятельности (ВПД), лежащих в основе профессиональных стандартов, ведет к некоторой стихийности в их разработке. Следствием этого явились разнородность и разная степень широты ВПД в профессиональных стандартах, сложность определения ВПД для их разработки, соотнесения с общероссийскими классификаторами (прежде всего с Общероссийским классификатором занятий (ОКЗ)).
Отмечается недостаточная разработанность типового подхода (типовых формулировок трудовых функций, трудовых действий и т.п.). Длительные сроки, сложность процедуры утверждения и введения в действие профессиональных стандартов, отставание цифровизации процессов разработки профессиональных стандартов — все эти факторы сужают возможности их разработки.
Так, «покрытие» должностей и профессий рабочих ОКПДТР профессиональными стандартами составляет 19%. Все еще отсутствуют профессиональные стандарты для многих должностей/профессий штатного расписания организаций (среди причин неприменения профессиональных стандартов 17% респондентов указали их отсутствие по должностям/специ-альностям/профессиям штатного расписания организации).
В настоящее время перед Российской Федерацией стоят задачи обеспечения технологической и структурной адаптации экономики к изменяющимся условиям. Для их решения необходимо обеспечить отрасли экономики, региональные рынки труда профессиональными кадрами. Такая ситуация делает актуальным обновление системы профессиональных стандартов.
Задачи развития системы профессиональных стандартов были определены в Перечне поручений Президента РФ (от 21 сентября 2023 года № Пр-2192ГС, пп. 2б и 2в) по итогам расширенного заседания Президиума Государственного Совета РФ, в их числе:
- формирование гибкой системы и оптимизация количества профессиональных стандартов;
- оперативная конкретизация квалификационных характеристик по отраслям и видам профессиональной деятельности;
- унификация процесса разработки профессиональных стандартов с применением современных цифровых методов;
- обновление и обеспечение согласованности классификаторов сферы труда и системы образования.
Цель обновления системы профессиональных стандартов — обеспечение сферы труда, системы образования, граждан актуальной информацией о содержании профессий и квалификационных требований к работникам. Для ее достижения предлагается несколько решений:
- формирование уровневой системы профессиональных стандартов, включающей:
— профессиональные стандарты, разрабатываемые на ВПД;
— квалификационные характеристики, разрабатываемые на отдельные подвиды ВПД, учитывающие отраслевую специфику или специализации профессиональной деятельности; - упрощение и ускорение, унификация разработки профессиональных стандартов (типовые модули, универсальные описания трудовых функций, которые могут имплементироваться в содержание разных профессиональных стандартов);
- формирование перечня (классификатора) ВПД на основе ОКЗ (начальных групп занятий) для систематизации разработки профессиональных стандартов; типологий основных характеристик профессий (в частности, типологии средств/инструментов, условий труда);
- подготовка предложений по модернизации системы уровней квалификации;
- развитие исследований профессионально-квалификационной структуры рынка труда, в том числе с учетом отраслевой и региональной специфики, содержания и изменения ВПД, требований к квалификациям и компетенциям работников, новых и изменяющихся профессий;
- планирование разработки профессиональных стандартов и квалификационных характеристик на основе перечня ВПД и профессионально-квалификационных исследований;
- планирование разработкц/актуализации образовательных стандартов при разработке/ актуализации профессиональных стандартов и квалификационных характеристик;
- подготовка предложений по разработке/ак-туализации нормативных правовых актов (НПА).
Квалификационные справочники и общероссийские классификаторы сферы труда
В сфере труда действует два общероссийских классификатора (ОКПДТР и ОКЗ), система квалификационных справочников (60 выпусков ЕТКС и ЕКС). Данные документы используются работодателями, системой образования, в государственной статистике, при решении миграционных и мобилизационных задач. Они также применяются при определении необходимости разработки профессиональных стандартов.
Степень актуальности информации указанных документов различна, но в целом необходимо отметить ее устаревание. Также очевидно, что далеко не все позиции позиций (должности/про-фессии рабочих) в ОКПДТР и ЕТКС «покрыты» профессиональными стандартами (от 50% до 80% в зависимости от отрасли). Такая ситуация существенно затрудняет отмену выпусков ЕТКС, которые остаются единственным источником информации о квалификационных требованиях при отсутствии профессиональных стандартов.
Формирование уровневой системы профессиональных стандартов, предполагающей введение современных квалификационных характеристик, направлено на ликвидацию дефицита информации в этой области и позволит решить вопрос отмены устаревших квалификационных справочников.
Разработка квалификационных характеристик на более узкие (по сравнению с действующими профессиональными стандартами) подвиды профессиональной деятельности, соотносимые с характеристиками ЕТКС и ЕКС, сделает более обоснованным принятие решений об отмене последних.
Утверждение обновленных профессиональных стандартов и квалификационных характеристик должно являться основанием для отмены указанных в них положений ЕТКС и ЕКС. Такой подход рекомендуется закрепить соответствующим нормативным правовым актом.
Для достижения ожидаемого эффекта необходимо:
- обновление общероссийских классификаторов сферы труда (ОК), включая ОКПДТР и ОКЗ, содержащих современные наименования должностей и профессий рабочих в соответствии с реальной профессионально-квалификационной структурой занятости;
- организация систематического обновления общероссийских классификаторов на основе мониторинговых исследований;
- создание и регулярное обновление электронной базы ОК, размещенной на общедоступном информационном ресурсе;
- разработка профессиональных стандартов и квалификационных характеристик по наиболее актуальным для экономики ВПД, а также ВПД профессий, должностей, специальностей, по которым предусмотрено предоставление компенсаций и льгот, наличие ограничений (ст. 57 ТК РФ).
Модернизация системы уровней квалификации
Описание уровней квалификаций и путей их достижения нормативно закреплено в приказе Минтруда России от 12 апреля 2013 года №148н «Об утверждении уровней квалификаций в целях разработки профессиональных стандартов».
При этом уже сейчас система уровней квалификации применяется не только для целей разработки профессиональных стандартов, но также для описания квалификаций, по которым проводится независимая оценка квалификаций, и может быть также использована для разработки квалификационных характеристик.
Кроме того, с уровнями квалификаций связаны уровни профессионального образования, на них опирается дифференциация профессиональных образовательных программ, как основных, так и дополнительных.
Важным направлением развития данной системы является распространение практики выделения подуровней квалификаций, значимое для целей дифференциации требований к уровню знаний и умений работников с учетом современных ожиданий рынка труда, например описывающих различия между рядовым исполнителем и опытным профес-сионалом-наставником, которые формально могут относиться к одному уровню квалификации.
При этом особую востребованность подуровни квалификаций приобретают в условиях реализации пилотного проекта по изменению уровней высшего образования, реализации федерального проекта «Профессионалитет», направленного на обеспечение увязки с требованиями рынка труда системы среднего профессионального образования, и федерального проекта «Содействие занятости», обеспечивающего государственную поддержку реализации программ ДПО.
Как следствие, необходимо нормативно закрепить общие правила выделения подуровней квалификаций, с учетом того, что их использование должно определяться наличием рабочих мест, отвечающих таким характеристикам. При этом непосредственное описание подуровней квалификаций с их уточненными дескрипторами может отражаться в отраслевых рамках квалификаций.
Введение дополнительной дифференциации действующих уровней квалификации потребует:
- разработки общих правил выделения подуровней квалификаций, включая в том числе выделение подуровня «входных» квалификаций, не требующих опыта работы, а также более высоких подуровней квалификаций, связанных с осуществлением трудовых функций по руководству, наставничеству, методической деятельности, совершенствованием и разработкой новых технологий и др.;
- внесения изменений в действующие профессиональные стандарты, квалификации, по которым проводится независимая оценка, связанные с изменением описания подуровней квалификаций;
- внесения изменений в НПА, предусматривающих:
— закрепление сферы применения системы уровней квалификации не только в целях разработки профессиональных стандартов, но также для целей описания квалификационных характеристик, квалификаций, при разработке и актуализации профессиональных образовательных программ;
— гармонизацию понятий «квалификационный разряд» и «уровень квалификации» через соотнесение рабочих разрядов с подуровнями квалификации.
Квалификации и их независимая оценка
В соответствии с Федеральным законом от 3 июля 2016 года № 238-ФЗ «О независимой оценке квалификации», независимая оценка квалификации (НОК) подтверждает соответствие квалификации соискателя положениям профессионального стандарта или квалификационным требованиям, установленным нормативными правовыми актами.
Проекты квалификаций формируются в том числе на основе квалификационных характеристик, связанных с видом профессиональной деятельности, в случаях отсутствия соответствующих профессиональных стандартов (приказ Минтруда России от 11 июля 2022 года № 410н «Об утверждении Положения о разработке наименований квалификаций и требований к квалификации, на соответствие которым проводится независимая оценка квалификации»).
Однако практика выделения квалификаций на основе других НПА или квалификационных характеристик пока недостаточно распространена.
В уровневой системе источником информации для выделения квалификаций наряду с профессиональными стандартами выступят квалификационные характеристики, детально характеризующие вид (подвид) профессиональной деятельности, на который они разработаны.
Предлагается также выделять микроквалификации, под которыми понимается уровень знаний, умений, навыков работника, необходимый для выполнения отдельных трудовых функций (действий, задач), применения конкретных средств (инструментов) труда. Информация о них предназначается как для разработки образовательных программ, так и для НОК. Это позволит повысить узнаваемость квалификаций на рынке труда и, как следствие, востребованность НОК для работодателей.
Реализация новых возможностей предполагает решение нескольких задач:
- внесение изменений в нормативные правовые акты и документы, определяющие формат, правила разработки и применения квалификаций и микроквалификаций;
- обновление наименований и описаний квалификаций на основе актуализированных профессиональных стандартов и разработанных квалификационных характеристик;
- организация разработки микроквалификаций для наиболее востребованных работодателями видов профессиональной деятельности;
- обновление структуры Реестра сведений о проведении (nok-nark.ru) с учетом формата квалификаций и микроквалификаций.
Применение профессиональных стандартов в системе профессионального образования
Направления применения профессиональных стандартов в системе профессионального образования определены Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» (статьи 12, 73, 74, 76, 96) и приказом Минпро-свещения России от 8 апреля 2021 года № 153.
Предусмотрено, что содержание образовательных программ разрабатывается на основе (с учетом) профессиональных стандартов. Профессиональные стандарты также используются для уточнения перечней профессий, специальностей подготовки, присваиваемых в системе образования квалификаций.
Основные проблемы применения профессиональных стандартов в системе профессионального образования связаны со сложностью решения следующих процедур:
- выбор профессиональных стандартов в соответствии с направлением подготовки (профессией, специальностью) для разработки образовательных программ;
- выделение профессиональных компетенций в соответствии с положениями профессиональных стандартов;
- оперативная актуализация информации о квалификационных характеристиках, востребованных профессиональных компетенциях и их изменениях.
Кроме того, для разработки образовательных программ нужны сведения о средствах/ инструментах и условиях труда, которые отсутствуют в профессиональных стандартах.
Следует также отметить в целом недостаточную согласованность подходов к определению квалификации в сфере труда и системе образования, к развитию профессиональных и образовательных стандартов, «нестыковку» классификаторов/перечней, что затрудняет их взаимную настройку и, в более узком смысле, применение профессиональных стандартов.
В то же время решение задач, ориентация на успешное трудоустройство выпускников невозможны без обеспечения системы образования актуальной, оперативной, в достаточной степени детализированной информацией о востребованных видах профессиональной деятельности и квалификационных требованиях. Внедрение гибкой уровневой системы профессиональных стандартов направлено на обеспечение профессионального образования такой информацией.
Приоритетной должна стать работа по следующим направлениям:
- согласование понятийного аппарата сферы труда и образования;
- внесение изменений в НПА и документы, определяющие применение профессиональных стандартов, квалификационных характеристик, квалификаций и микроквалификаций при разработке и профессионально-общественной аккредитации образовательных программ, разработке перечней профессий, специальностей, присваиваемых квалификаций для разного уровня профессионального образования;
- обновление методических документов по применению профессиональных стандартов, квалификационных характеристик, квалификаций и микроквалификаций в системе образования (для разработки/ак-туализации образовательных программ, актуализации перечней профессий/специ-альностей/направлений подготовки, наименований квалификаций, присваиваемых по результатам образования и обучения);
- создание единой электронной базы классификаторов сферы труда и образования, устанавливающей взаимосвязи (сопоставимости) ОКЗ, ОКПДТР, профессиональных стандартов и квалификационных характеристик, перечней направлений, профессий, специальностей, квалификаций высшего образования, СПО, профессионального обучения;
- консультационная поддержка представителей системы образования по рассматриваемым вопросам.
Развитие и интеграция сервисов и информационных систем национальной системы квалификаций
За 10 лет интенсивного развития НСК сформировался пул цифровых сервисов, обеспечивающих практически все бизнес-процессы, однако анализ опыта применения информационных ресурсов позволяет сделать выводы о необходимости их дальнейшего развития, интеграции, перехода к единой и удобной для пользователей экосистеме. К числу первоочередных можно отнести следующие перечисленные ниже направления.
- Обновление информационных систем, связанных с разработкой и применением профессиональных стандартов.
Развитие функционала ресурса ПАК «Профессиональные стандарты»3 в части планирования разработки профессиональных стандартов и квалификационных характеристик, регистрации уведомлений об их разработке, формирования реестра профессиональных стандартов и квалификационных характеристик, расширение справочно-аналитического блока, размещение классификатора ВПД, электронной базы общероссийских классификаторов, перечней сферы труда и образования.
Создание на ресурсах ВНИИ труда специализированного информационного модуля «Профессиональные стандарты 2.0». При этом должна быть обеспечена интеграция вышеуказанных систем между собой, а также с информационным ресурсом «Справочник профессий», информационными системами независимой оценки квалификаций, включая разработку квалификаций и оценочных средств.
- Развитие информационного ресурса «Справочник профессий». С 2024 года справочник размещается на платформе ЕРЦ «Работа в России».
С учетом изменений он будет содержать информацию о профессиях по параметрам: содержание профессии, профессиональных стандартов и квалификационных характеристик; требования к образованию, направление/ специальность/профессия подготовки; родственные профессии; квалификации в системе независимой оценки.
В перспективе модуль «Справочник профессий» будет размещен на платформе «Профессиональный информационный портал» ЕЦП «Работа в России», его функционал будет существенно расширен и реализован в форме дашбордов, ориентированных на запросы различных групп пользователей (молодежь, работодатели, органы занятости населения, образовательные организации и др.). В настоящее время разрабатывается концепция модуля «Справочник профессий».
Планируемые результаты
В целом деятельность по формированию гибкой системы профессиональных стандартов может к 2030 году обеспечить:
- изменения в нормативные правовые акты, определяющие (уточняющие) формат, процедуры разработки и утверждения профессиональных стандартов, квалификационных характеристик, квалификаций и микроквалификаций;
- апробированные и внедренные в практику организационно-методические документы, информационные сервисы в данной области;
- разработанный перечень (классификатор) ВПД (на основе ОКЗ), апробированный для целей разработки профессиональных стандартов и квалификационных характеристик;
- определение востребованных профессий (включая новые и развивающиеся), ВПД, квалификаций и микроквалификаций, их содержания и требований к работникам на основе регулярных исследований;
- обновление профессиональных стандартов (75%) в соответствии с уточненными нормативными правовыми актами, методическими подходами и исследованиями;
- обновление федеральных государственных образовательных стандартов и иных нормативных документов в сфере образования в связи с модернизированным описанием уровней (подуровней) квалификаций, установления взаимосвязи с квалификациями, присваиваемыми по итогу освоения профессиональных образовательных программ;
- квалификационные характеристики на востребованные рынком труда виды профессиональной деятельности, обеспечивающие отмену выпусков ЕТКС;
- профессиональные квалификации и микроквалификации по востребованным ВПД;
- электронные ресурсы, содержащие актуальную и синхронизированную информацию о квалификационных требованиях, для сферы труда и системы образования.