В современных условиях стремительного развития техники, технологий, цифровизации всей нашей жизни одной из важных задач национальной системы квалификаций любой страны становится создание и поддержание общедоступных цифровых инструментов развития квалифицированных трудовых ресурсов. Особая роль отводится цифровым реестрам и каталогам квалификаций и компетенций.
Для этого созданы и поддерживаются, например, регистр регулируемых квалификаций Ofqual Великобритании, Skills Panorama Европейского союза, O'net - база данных США (https://www.onetonline.org), портал TodoFP.es Испании (https://www.todofp.es), сервисы «Барометр квалификаций» Австрии, Финляндии, Ирландии и др. портал Bundesagentur fiir Arbeit Германии (https://www.arbeitsagentur.de), портал INAP Италии, реестр национальных стандартов профессиональных квалификаций Китая на сайте Министерства трудовых ресурсов и социального обеспечения (http://www.mohrss.gov.cn), регулируемая система национальных профессиональных стандартов и квалификаций Турции на сайте Управления по профессиональным квалификациям (https://www.myk.gov.tr) и др.
Эти цифровые ресурсы используются в качестве инструментов сбора, систематизации и публикации содержательной информации о квалификациях и компетенциях для граждан, образовательных организаций, работодателей, органов власти, экспертов. Как правило, публичные базы данных таких ресурсов постоянно обновляются на основе мониторинга рынка труда. Актуальная информация может использоваться работниками и соискателями рабочих мест для выстраивания карьерных траекторий и трудоустройства, а работодателями - для повышения своей конкурентоспособности на рынке за счет своевременного привлечения или подготовки квалифицированных кадров. Заинтересованные пользователи видят полную информацию о каждой профессии (бизнес-процессе) и квалификации (структуру, единицы содержания, в том числе необходимые компетенции умения, знания и т.д.).
Национальная система квалификаций России достаточно молода. Старт ее создания принято отсчитывать от «майских указов» Президента РФ 2012 года, при этом сама проблематика профессиональных стандартов, независимой оценки квалификации регулярно встречается в правительственных и программных документах с 1997 года. Несмотря на молодость системы, с 2014 года запускаются ее первые цифровые ресурсы. Таким, например, является реестр профессиональных стандартов Минтруда России (profstandart. rosmintrud.ru), содержащий сегодня почти 1,5 тыс. профессиональных стандартов и сервисы по разработке их проектов.
С 2016 года открыт для доступа граждан государственный информационный ресурс «Справочник профессий» (spravochnik. rosmintrud.ru), охватывающий около 1,9 тыс. описаний востребованных профессий в 34 областях профессиональной деятельности. С января 2017 года, с момента вступления в силу Федерального закона «О независимой оценке квалификации», начал работать цифровой реестр сведений о проведении независимой оценки квалификации (nok-nark.ru), включающий раздел «Сведения о квалификациях», который содержит сегодня информацию почти о 3 тыс. востребованных профессиональных квалификаций. Тогда же были запущены программно-методические комплексы, обеспечивающие организационно-технологические процессы разработки проектов квалификаций (rk-nark. ш] и оценочных средств [kos- nark.ru).
Развитие Национальной системы квалификаций невозможно без оперативного выявления новых квалификаций, ориентированных на задачи технологического роста (прорывные технологии, инновационные проекты] и цифровизации, жизненно важные для экономики страны. Нужны цифровые инструменты для проведения полноценного анализа спроса и предложения на квалификации, потребностей в квалификациях, понимания быстро меняющегося характера труда и того, как он влияет на трудовые ресурсы страны, для разработки предложений, обеспечивающих развитие и поддержание квалифицированной рабочей силы.
В последние годы в России благодаря активному участию органов государственного и муниципального управления, ведущих университетов, научно-исследовательских институтов, экспертно-аналитических центров, кадровых агентств, интернет-порталов поиска работы, общественных организаций, компаний (BCG, Сбербанк и др.] формируется многоуровневая и многоцелевая система мониторинга и прогнозирования рынка труда.
В 2019 году ВНИИ труда запустил аналитическую платформу (https://rnd.vcot.info) для исследования изменений профессионально-квалификационной сферы на основе Big Data и информации порталов «Работа в России», HeadHunter, SuperJob. «Университет 2035» предлагает новые подходы к определению перспективных компетенций и формированию связей между ними с учетом результатов анализа внушительного объема автообнов- ляемых данных рынка труда (более 150 млн вакансий по России и миру и 20 млн мероприятий по России].
Аналогичные задачи решает система интеллектуального анализа больших данных iFORA (https://issek.hse.ru/ifora), созданная в Высшей школе экономики,- современный инструмент, позволяющий в кратчайшие сроки обрабатывать огромные массивы неструктурированных данных, устанавливать скрытые связи и упорядочивать данные, выявлять тренды, чтобы прогнозировать будущее.
Цель мониторинга рынка труда, организованного Национальным агентством развития квалификаций (https://skillscanner.ru), - формирование комплексного представления о жизненном цикле профессиональных квалификаций на основе совместного использования данных участниками мониторинга, которыми являются прежде всего работодатели, а также те органы и организации, которые отвечают за обеспеченность бизнеса кадровыми ресурсами: советы по профессиональным квалификациям, профессиональные образовательные организации, профильные министерства. Внедрение цифровых технологий открыло дополнительные возможности для всех пользователей: любому участнику мониторинга рынка труда доступен весь массив накопленных данных.
Однако недостаточно просто выявить зарождающиеся или обновляющиеся квалификации, нужно описать их таким образом, чтобы системе образования было понятно, чему и как учить. Именно поэтому при поддержке Минтруда России Национальным агентством развития квалификаций создан цифровой ресурс хранения, анализа и конструирования взаимосвязанных и взаимообусловленных элементов содержания Национальной системы квалификаций - Конструктор квалификаций (ork.nark.ru].
О каких элементах идет речь? Для большей наглядности их удобнее всего разбить на четыре группы.
Первая группа - «процессы» - объединяет бизнес-процессы, их цели и линейки продуктов, этапы жизненного цикла продукции (услуги], области профессиональной деятельности, виды профессиональной деятельности, профессии, профессиональные стандарты, профессионально-квалификационную структуру.
Вторая группа - «задачи», куда отнесены трудовые функции (повторяющиеся профессиональные задачи, обязанности], обобщенные трудовые функции и профессиональные квалификации как совокупности трудовых функций, выполняемых одним работником.
Третья группа - «содержание задач (компетенции и опыт]», включающая знания, умения, «мягкие» навыки, а также трудовые действия (и опыт их выполнения].
Четвертая группа - уровни квалификации, т.е. «иерархия задач в соответствии с их сложностью». Иными словами, каждую квалификацию, размещенную в базе данных, можно увидеть в разных ракурсах: с точки зрения роли в бизнес-процессе, содержания (состава входящих в нее трудовых функций], места в иерархии квалификаций (уровня].
Первоначально цифровой ресурс задумывался как инструмент для советов по профессиональным квалификациям, который должен был автоматизировать процессы разработки отраслевых рамок квалификаций. Под отраслевой рамкой квалификаций понимается комплексное описание признаваемых в сегменте экономики (области профессиональной деятельности] профессиональных квалификаций, обеспечивающее управление их развитием. Рамки (framework], трактуемые как архитектура, каркас или структура данных, составленная из частей, соответствующих друг другу, с одной стороны, позволяют систематизировать и хранить информацию, представленную в профессиональных стандартах (или аналогичных им документах], с другой, обеспечивают механизмы постоянного обновления квалификаций, достраивания, развития квалификационной структуры той или иной области профессиональной деятельности.
Размещенная на единой платформе информация о квалификациях позволяет идентифицировать сквозные виды профессиональной деятельности, повторяющиеся, надпрофессиональные трудовые функции (например, управленческий функционал или функционал, связанный с обеспечением экологической безопасности или производительности труда].
Начиная с 2018 года 15 советов по профессиональным квалификациям уже воспользовались ресурсом. Благодаря этому сформировалась уникальная база данных, содержащая как готовые описания квалификаций, так и их отдельные элементы (трудовые функции, трудовые действия, умения, знания], которые могут ис-
пользоваться для разработки неограниченного числа новых описаний. Ресурс работает по принципу data sharing, уже зарекомендовавшему себя как принцип «экономики данных», следование которому позволяет предпринимателям извлекать гораздо больше пользы от обмена и совместного использования данных, чем это доступно для «замкнутых» компаний.
Как любая «шеринговая» модель, он тем эффективнее, чем больше у него пользователей. Ресурс превосходит по функционалу каталоги квалификаций и компетенций, поскольку, помимо режима хранения информации (интерактивных обновляемых реестров], обеспечивает режим конструирования контента и коммуникаций с внешними базами данных. Он содержит набор «деталей» (не случайных, а валидизи- рованных экспертами, что очень важно], из которых, как из LEGO, можно складывать разные «профили» [описания] квалификаций. Разработчики могут и использовать готовые решения, и добавлять новые, внося в систему необходимые характеристики.
Таким образом обеспечивается постоянное развитие базы данных и, соответственно, расширение ее возможностей. Информация представлена таким образом, что каждая квалификация привязана к определенному виду профессиональной деятельности и занимает свое место в иерархии уровней. Кроме того, для каждой квалификации приведено ее содержание (трудовые функции, знания, умения, требования к образованию и опыту профессиональной деятельности].
Цифровой ресурс не только поддерживает формирование отраслевых квалификационных структур, но и позволяет адаптировать, собирать или конструировать описания квалификаций, соответствующие структуре и потребностям отдельного предприятия. Они могут быть базовыми [характерны для типизированных бизнес-моделей]; гибридными (предполагают «микс» трудовых функций из разных видов, а иногда и областей профессиональной деятельности]; специализированными (формируются под четко заданные условия]. Ресурс-«конструктор» обеспечивает разработку набора востребованных трудовых функций, адаптивных к условиям компании с учетом масштаба, специализации, производственных и рыночных возможностей.
Неслучайно отдельной категорией потребителей ресурса стал бизнес, включая таких его представителей, как Санкт-Петербургский завод по переработке пластмасс им. «Комсомольской правды», ГУП «Московский метрополитен», АО «Информационные спутниковые системы» имени академика М. Ф. Решет- нёва», ООО «Бобдей Софт», ООО «Программный продукт», Группа компаний «Эс Пи Джи», ООО «РТ БиПиэМ» и др. Работодатели получили удобный инструмент для принятия оптимальных кадровых решений, повышения производительности труда. Ресурс обеспечивает автоматизацию кадрового проектирования, «быстрое реагирование» на трансформацию квалификаций.
Выстраиваемая в автоматическом и полуавтоматическом режимах «корпоративная», или «проектная», рамка квалификаций помогает четко сформулировать цели, оптимизировать бизнес-процессы, декомпозировать их до функционала работников, разработать гибкие, удобные, понятные, комплексные и максимально алгоритмизированные решения по улучшению и кадровому обеспечению как типовых, так и новых бизнес-процессов.
В основу конструктора квалификаций положен алгоритм, который помогает разработчикам проходить путь от технологического замысла к бизнес-моделированию, от целей процессов - к задачам, решаемым людьми (функциям], их содержанию и иерархии, «собирать» квалификации, используя уникальную базу данных их элементов и минимизируя интеллектуальные затраты на «изобретение велосипеда».
Такой подход к «кадровой сборке» позволяет также оценить рыночную стоимость востребованных квалификационных сетов, исключив «квалификационный балласт», т.е. убрав те трудовые функции, которые в типовых квалификациях присутствуют, но на практике в заданных рыночных и организационно-производственных условиях неактуальны.
База данных квалификаций, автоматически связанных между собой, упрощает задачу по разработке образовательных программ, ведущих к получению квалификации. Каждый квалификационный профиль (набор требований] - это основание для создания учебных модулей, направленных на формирование необходимых для выполнения трудовых функций знаний, умений и компетенций. Вузам и колледжам ресурс предоставляет удобный сервис сборки актуального образовательного контента, отвечающего реальному запросу производства.
Действительно, сегодня система образования и работодатели используют, как правило, разные языки: в образовании говорят о направлениях подготовки, профессиях и специальностях широкого профиля, а в бизнесе - о конкретных квалификациях. Кроме того, содержание квалификаций и качество входящих в них компетенций непрерывно меняются с изменением технологий, причем разные технологии предполагают разные наборы профессиональных и общих компетенций.
Цифровой ресурс обеспечивает конвертацию содержания квалификаций в планы и программы обучения, а значит, соответствие образовательных результатов требованиям работодателей.
В 2022 году стартовал федеральный проект «Про- фессионалитет», в рамках которого предполагается разработка конструктора образовательных программ, содержащего хранилище образовательных модулей разного объема и содержания, из которых можно осуществлять сборку программ. Интеграция конструктора квалификаций и конструктора образовательных программ даст работодателям реальную возможность влиять на формирование образовательного контента, добиваясь максимально точного учета заказа на подготовку кадров.
Благодаря актуальной и систематизированной информации о квалификациях, выстроенным взаимосвязям между ними цифровой ресурс Национального агентства развития квалификаций может применяться и в целях профессиональной ориентации. Он уже сейчас позволяет в интерактивном режиме выстраивать и корректировать вертикальные и горизонтальные карьерные траектории, видеть перспективы повышения квалификации, совмещения нескольких квалификаций, понимать, какие усилия потребуются для успешного продвижения по карьерному маршруту. На ближайшую перспективу запланировано проведение семантического анализа единиц содержания квалификаций, относящихся к разным областям профессиональной деятельности, а также к разным источникам информации (перечням, базам].
Такой анализ позволит избежать терминологической множественности (синонимии], использования разными авторами-разработчиками, профессиональными сообществами разных лексических единиц для передачи одного и того же смысла, иными словами - неоправданной полисемии, которая подчас приводит к так называемому «зоопарку трудовых функций» [по аналогии с понятием «зоопарка элементарных частиц» в физике, при которой элементарных частиц было открыто настолько много, что возникли сомнения в их элементарности]: например, деятельность бизнес-аналитика сегодня описывается разными словами почти в десятке профессиональных стандартов, относящихся к разным областям профессиональной деятельности.
Аналитическая работа поможет упорядочить накопленный массив элементов описания квалификаций, сформировать единую систему маркеров (оснований группировок] - «рамку знаний», что упростит задачу разработки квалификаций, повысит качество описаний, заложит основу для последующей системной работы по созданию фондов оценочных средств с применением образцовых заданий для родственных и близких квалификаций.
Аналогичная задача по формированию Рамки общих компетенций на основе универсализированных [надпрофессиональных] дескрипторов уже была проделана Национальным агентством развития квалификаций в 2021 году. Сама «рамка» с накапливаемым массивом данных уже размещена на ресурсе и применяется при формировании требований к квалификациям.
108 | НАЦИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА
Таким образом, в Национальной системе квалификаций России сегодня созданы и активно развиваются новые, полезные для широкого круга пользователей (для граждан, бизнеса, образования, государственных органов и экспертных структур] цифровые сервисы с актуальной и полной информацией о квалификациях и компетенциях, направленные на обеспечение развития и поддержание квалифицированной рабочей силы.
Работодатели получили доступ к уникальной базе квалификаций, которая упрощает процессы разработки требований к компетенциям персонала, характеристик рабочих мест, вакансий.
Это означает, что обеспечивается четкий запрос системе образования, то есть можно заранее понять, какой персонал понадобится в ближайшей и среднесрочной перспективе, есть ли нужные кадры, и, если нет, позаботиться об их подготовке или подборе: сделать целевой заказ вузу, колледжу, центру занятости или начать готовить специалистов с нужными компетенциями на собственном производстве через систему наставничества, повышения квалификации. Это особенно актуально в ситуации структурных изменений в экономике, которые мы наблюдаем сегодня.
Образовательные организации используют описания квалификаций, размещенные на ресурсе, для формирования гибких образовательных программ (их отдельных модулей), соответствующих ожиданиям рынка труда.
Любой человек с помощью Конструктора квалификаций может построить профессиональный маршрут, найти информацию о знаниях, умениях, компетенциях, необходимых для получения интересующей их квалификации и успешного трудоустройства. Это важно как для молодых людей, впервые выбирающих профессию, так и для тех, кто под влиянием различных обстоятельств задумывается о получении новой квалификации.
Алла ФАКТОРОВИЧ,
Алексей ПЕРЕВЕРТАЙЛО,
Сергей ЛУШНИКОВ