+

Планы развития информационных сервисов национальной системы квалификаций

12 дек, 2023 | №5 2023 | Цифровые ресурсы

ЛАНДШАФТ СЕРВИСОВ: ТЕКУЩИЙ СТАТУС

Федеральный закон «О независимой оценке квалификации» определил в качестве ключевого информационного ресурса национальной системы квалификаций (НСК) Реестр сведений о проведении независимой оценки квалификаций, представляющий собой сложную по архитектуре многокомпонентную информационную систему.

В состав Реестра входит система справочников (сведения о советах по профессиональным квалификациям, центрах оценки квалификации и экзаменационных площадках в разрезе квалификаций, нормативные правовые акты по вопросам прохождения независимой оценки квалификации, база оценочных средств по конкретным квалификациям), витрина данных о деятельности и полномочиях Национального совета по профессиональным квалификациям и Национального агентства.

Начиная с января 2017 года, когда стартовал профессиональный экзамен, зарегистрировано свыше 4,7 млн обращений к данному информационному ресурсу, реестр содержит более 200 тыс. записей о выданных свидетельствах о квалификации. Реестр интегрирован с Единой цифровой платформой «Работа в России» — главным федеральным информационным ресурсом в сфере трудоустройства. Не выходя из своего личного кабинета, пользователь может верифицировать информацию о наличии свидетельства об успешном прохождении профессионального экзамена, одним кликом включить эту информацию в свое резюме. Таким образом, у работодателя отсутствует необходимость подтверждать подлинность указанной информации.

Помимо ведения и поддержания работоспособности Реестра, Национальное агентство обеспечивает развитие сервисов для граждан, нацеленных на удовлетворение потребности в подтверждении профессиональной квалификации.

В 2020 году стартовал пилотный проект Национального агентства по централизованному проведению теоретической части профессионального экзамена по 56 квалификациям. В нем участвуют 10 СПК2.

Сервис «Онлайн-экзамен» позволяет обеспечить дистанционную запись и заключить договор на оказание услуг по проведению экзамена, осуществить прохождение его теоретической части и получить в личный кабинет сведения о выданном свидетельстве о квалификации в случае его успешной сдачи.

В проекте «Онлайн-экзамен» уже на первом этапе участвовали 20 пилотных площадок в 13 регионах: республиках Башкортостан и Мордовия, Красноярском и Хабаровском краях, Владимирской, Вологодской, Иркутской, Калининградской, Свердловской, Тюменской, Челябинской областях, а также в Москве и Санкт-Петербурге. Перечень регионов и мест централизованного проведения профессионального экзамена будет дополняться по мере присоединения к проекту новых участников пилотного проекта.

В преддверии подготовки к профессиональному экзамену для любого пользователя полезным является самотестирование на наличие достаточности профессиональных знаний. В целях тестирования своих знаний по конкретной квалификации любой пользователь может пройти пробный экзамен и получить предварительную оценку. Для этого создан информационный сервис «Демо-тест» более чем по 100 квалификациям, перечень которых планируется до конца года расширить в 5 раз по квалификациям, в отношении которых разработаны оценочные средства. Сервисом уже воспользовались более 60 тыс. человек.

Все информационные сервисы бесплатные и общедоступные, сервисный навигатор размещен на специализированном разделе сайта Национального агентства.

РАЗВИТИЕ НОВОЙ СЕРВИСНОЙ МОДЕЛИ ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ НСК

Актуальной задачей ближайших 2 лет является интеграция уже эксплуатируемых информационных ресурсов рынка труда и сферы образования, включая обеспечение возможности агрегации имеющихся данных, а также «бесшовной» реализации ИТ-сервисов.

Гражданину это должно помочь выстроить образовательную и карьерную траектории, упростить доступ к прохождению процедуры независимой оценки квалификации. Также должна быть предоставлена возможность доступа во все информационные системы через единую авторизацию пользователя посредством ЕСИА1.

Для работодателя система должна упростить поиск работника с необходимыми знаниями и умениями, подтвержденными успешной сдачей профессионального экзамена.

Для содействия интеграции возможностей информационных систем различной ведомственной принадлежности — Минтруда России, Роструда, Минобрнауки России, а также систем, операторами которых являются коммерческие организации2, — обеспечивается формирование реестра информационных систем НСК, содержащего информацию о полезных для пользователя сервисах и ресурсах, как по профессиональному, так и по образовательному треку.

На следующем этапе планируется обеспечить непосредственное формирование сервисов, направленных на реализацию следующих задач. Во-первых, содействие профориентации и поддержке принятия решения гражданами о развитии профессиональных квалификаций. В реализации данной задачи потребуется интеграция с ресурсами ключевых федеральных информационных систем, таких как ЕЦП «Работа в России», ГИС

«Современная цифровая среда образования», обеспечение возможности использования результатов профориентационных тестов для выбора релевантных образовательных программ.

Во-вторых, развитие сервисов, обеспечивающих возможность соотнесения  имеющихся у гражданина знаний и умений со знаниями и умениями, требуемыми для выбранной профессиональной квалификации. По результатам такого соотнесения сервис должен предоставлять рекомендации относительно выбора подходящих образовательных программ и возможности прохождения оценки квалификации.

Третья задача — развитие сервисов агрегации образовательных программ, обеспечивающих соотнесение их содержания с требованиями профессиональных стандартов и квалификаций. Постановка задачи по созданию таких сервисов уже обусловлена действующими положениями Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» в части учета требования профессиональных программ при формировании федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования. По итогам запуска сервиса как для гражданина, так и для работодателя будет доступна визуализированная информация о том, какая образовательная программа обеспечивает подготовку специалиста в соответствии с требованиями к профессии. Реализацию сервиса планируется обеспечить путем интеграции ГИС «Современная цифровая среда образования», являющейся глобальным российским маркетплейсом образовательных программ, и ЕЦП «Работа в России» — главной цифровой платформы в сфере труда и занятости.

Кроме того, будет обеспечиваться создание сервиса «профессионального портфолио», предоставляющего возможность гражданину в личном кабинете на ЕЦП «Работа в России» обеспечить отражение своего профессионального профиля на протяжении всего карьерного пути, включая, например, содержание видео и прочих презентационных материалов для демонстрации потенциальному работодателю имеющихся у гражданина профессиональных навыков и умений.

Также с учетом заявленных предпочтений гражданину будет доступен полезный контент — предложения по образовательным продуктам, а также вакансиям, релевантным профессиональному профилю гражданина.

Работодатели в рамках данного сервиса получат полезную информацию о профессиональном опыте и навыках гражданина, подлинность которых будет верифицироваться через информационные системы ГИС ФРДО — в части подтверждения подлинности документа об образовании, Реестр НОК — в части подтверждения подлинности свидетельства о квалификации и др.

В отдельный трек планируется выделить доработку программно-методического комплекса «Разработка квалификаций», обеспечивающего сопровождение планирования работ по разработке проектов профессиональных квалификаций, их экспертное обсуждение, формирование шаблонов электронных документов и ведение документооборота в цифровом формате.

Ожидаемым результатом должно стать сокращение операционных и временных издержек по разработке и утверждению проектов профессиональных квалификаций.

В 2024 году планируется также доработать сервис «Онлайн-экзамен», обеспечив полноценный сервис «одного окна». С помощью сервиса гражданин сможет не только записаться на профессиональный экзамен, как на теоретическую, так и на практическую его части, но и пройти данные испытания с использованием технологии прокторинга и при необходимости иметь возможность подать апелляцию на результаты профессионального экзамена и получить результаты ее рассмотрения.

В 2025 году указанный сервис планируется вывести на платформу «Работа в России», целевая аудитория которой в текущий момент доходит до 16 млн пользователей.

От редакции




Возврат к списку