+

На низком старте. Как помогают трудоустройству благотворительные организации

28 ноя, 2022 | №3-4 2022 | Проекты и партнеры


Михаил Кривонос,
Сооснователь проектов «Всё получится!» и «Работа-i»

С 2013 года на базе фонда «Рауль» действует центр «Работа-i». Его сотрудники помогают трудоустроить молодых людей с инвалидностью, особенностями здоровья и сиротским опытом. В течение 7 лет специалисты применяют технологию сопровождаемого трудоустройства и помогают сотням молодых людей закрепляться на рынке труда. В 2019 году фонд инициировал проект «Всё получится!», который распространяет технологии обучения и поддержки партнеров.

- Вы работаете с другими НКО, коммерческими партнерами, органами власти и, собственно, с теми, ради кого фонд и существует,- молодыми людьми с инвалидностью или опытом сиротства. Про молодых людей вопросы будут дальше, а для начала расскажите, пожалуйста, о работе с партнерами. Кто к кому обращается, в чем выражается помощь партнеров?

- В проекте «Работа-i» со всеми партнерами у нас двустороннее движение. У НКО есть благополучатели, которым необходима поддержка в трудоустройстве,- и мы работаем по реферальной модели, то есть молодые люди узнают о нас и профессиональных возможностях через специалистов в этих организациях. Через нас НКО становятся ближе к бизнесу, начинают узнавать, какие есть требования на рынке труда и реальные возможности для их благополучателей.

Бизнес - это в первую очередь вакансии, вовлечение волонтеров компаний в поддержку молодых людей, финансирование нашей деятельности. Мотивация компаний к сотрудничеству разная. Это и социальная ответственность, и обязательства перед государством по закрытию квотированных вакансий, и необходимость в работниках. Со всем вышеперечисленным мы помогаем компаниям.

Государство для нас - возможность субсидирования по тем направлениям, где требуется длительная поддержка кандидатов до того, как они выйдут на открытый рынок труда. Например, такое субсидирование возможно по зарплатам людей с инвалидностью в рамках стажировок или для приобретения средств производства по рабочим местам, где они трудятся. Или последний кейс - сопровождение при содействии занятости людей с инвалидностью в рамках государственного социального заказа.

- Есть фонд. Есть два проекта внутри него: «Работа-i» и «Всё получится!». Цель у проектов одна, но в чем их практическая разница?

- Аудитория «Работа-i» - молодые люди с низкими стартовыми возможностями, а также компании-работодатели. Наша задача - поддерживать и тех, и других в процессе трудоустройства молодых людей. Сюда входят рекрутинг кандидатов, адаптация при трудоустройстве, обучение работодателя.

Также есть данные, что поставщики услуг по сопровождаемому трудоустройству часто взаимодействуют только с благополучателями с целью определить потребности соискателя. Но мало уделяют энергии и времени для понимания и удовлетворения потребностей работодателя. Учитывая, что работодатель имеет право принимать решение об отборе и найме, важно рассматривать его как равного клиента. То есть в своей работе мы должны уделять 50% времени соискателям, 50% - компаниям.

   

Илья Сметанин,
Сооснователь и руководитель проекта «Работа-i»

Плюс со своей стороны мы используем все возможности, чтобы достичь лучшего социального эффекта. С 2015 года мы участвуем в программах стажировок и общественных работ. С 2019 года стали использовать альтернативные инструменты по закрытию квотированных вакансий в рамках соглашений об организации рабочих мест.

В свою очередь, «Всё получится!» - инфраструктурный проект. Ключевая аудитория там - некоммерческие организации в других регионах, лидеры и специалисты данных организаций, которые также хотят начать у себя проекты сопровождаемого трудоустройства. А также бизнес, готовый открывать вакансии, и, конечно, центры системной поддержки, которые хотят, чтобы услуга сопровождаемого трудоустройства была востребована в различных регионах России.


Один из проектов Фонда был подержан Национальным агентством развития квалификаций.

«Мы признательны поддержке Национального агентства по проекту «Работа есть!: сопровождаемое трудоустройство молодых людей с низкими стартовыми возможностями в новых экономических условиях»-проекту, который получил поддержку Фонда президентских грантов в 2022 году. Видим возможность дальнейшего сотрудничества с Национальным агентством. Например, совместно выстраивать взаимодействие с вузами по вопросам исследования экономической эффективности трудоустройства уязвимых групп для государства и конкретных регионов».

- То есть вы содействуете развитию в регионах инфраструктуры для поддержки молодых людей. Из чего состоит эта инфраструктура?

- Инфраструктура для поддержки от проекта «Всё получится!» направлена на предоставление благополучателям в регионах доступа к услуге сопровождаемого трудоустройства. Ее ключевой элемент - региональная HKQ, развитие которой мы поддерживаем. Вместе со «Всё получится!» HKQ в регионе выстраивает работу с работодателями, социальными службами и другими HKО.

Порядок наших действий следующий. Мы обучаем технологиям сопровождаемого трудоустройства, взаимодействию с работодателями и открытию вакансий, работе в CRM-HRM-системе, вопросам корпоративного волонтерства, политике безопасности. Также консультируем по методическим вопросам технологии в формате интервизий, планированию, управлению и анализу результатов практики. Рассказываем, как привлечь финансирование для развития устойчивости практики или настроить работу с инструментами онлайн-рекрутинга и т.д.

Кроме того, мы оказываем организационную поддержку по развитию регионального «Банка вакансий». Помогаем вести направления корпоративного волонтерства с ком- панией-партнером практики, оказываем HR-поддержку в найме и адаптации новых сотрудников, ИТ-поддержку использования CRM-HRM-базы данных.

- Кто входит в число обучаемых партнеров «Всё получится!»?

- HKО и работодатели. Среди первых есть те, кто хочет стать провайдером технологии жизненного цикла трудоустройства в своем регионе, а также те, кто уже осваивает эту технологию. И те и другие проходят обучение. Также обучение проходят работодатели, которые хотят быть более инклюзивными, например готовы открывать специальные, облегченные вакансии для кандидатов.

В каком формате проходит обучение и что в себя включает?

- Некоммерческие организации, которые только начинают погружаться в тему сопровождаемого трудоустройства, проходят обучение по нашей базе знаний. Она включает в себя видеокурс по основам технологии, вебинары и методические материалы. В ходе работы с технологией у наших НКО-провай- деров возникают новые и новые вопросы. Поэтому для них обучение продолжается в формате индивидуальных и групповых консультаций, вебинаров по отдельным темам технологии (вовлечение благополучателей, социальных источников и работодателей, выявление потребностей целевой аудитории], также мы проводим стажировки.

Формат обучения для бизнеса, работодателей - тренинги. Мы разрабатываем их содержание в индивидуальном порядке. Например, тренинг для сотрудников компании о том, как стать наставником на рабочем месте.

- Меняются ли год от года, во-первых, результаты вашей работы и, во-вторых, ситуация с трудоустройством инвалидов и сирот? Ну, например, у современных работодателей стало меньше предрассудков на их счет или, наоборот, их принимают на работу еще хуже, чем раньше?

- Да, результаты с учетом наших двух проектов меняются в лучшую сторону, и по количественным, и по качественным показателям. На протяжении всех последних лет очень много компаний стало подключаться к инклюзивным проектам. В 2022 году нам всем приходится реагировать на изменения в связи с тем, что есть и определенный отток компаний, и с тем, что возросла конкуренция за рабочие места. С другой стороны, государство подготовило основательную законодательную базу по требованиям к закрытию квотированных вакансий, например, и альтернативные инструменты по «квотам» очень помогают, простите за тавтологию, помогать.

- Фонд разработал собственную технологию, которая дает возможность выпускникам сиротских учреждений адаптироваться к взрослой самостоятельной жизни. Расскажите, пожалуйста, об этапах этой технологии.

-     Это адаптированная и доработанная к российским реалиям практика сопровождаемого и персонализированного трудоустройства, доказавшая эффективность в течение нескольких десятков лет в ряде зарубежных стран.

В рамках проекта «Всё получится!» пользователь может обратиться за поддержкой несколько раз и возвратиться к различным ее этапам. Поэтому его движение и определено как «жизненный цикл трудоустройства» - путь от момента обращения в программу до получения опыта работы на открытом рынке труда от 6 месяцев без сопровождения. Все услуги технологии взаимосвязаны, их порядок оказания индивидуальный. Они могут плавно переходить из одной в следующую, а в некоторых случаях и дополнять друг друга, оказываясь параллельно. С другой стороны, отдельные услуги или их комплексы могут быть реализованы независимо друг от друга. И даже получение всего одной услуги может оказать существенную поддержку в трудоустройстве для определенных категорий благополучателей. Часть услуг может оказываться с привлечением корпоративных волонтеров-наставников.

Путь благополучателя обеспечивается комплексом услуг, которые оказываются поэтапно

1. Социально-психологические услуги, направленные на поддержку в социальной адаптации.

2.   Услуга «Содействие в поиске подходящей работы».

3.   Услуга «Профессиональная ориентация».

4.   Услуга «Временное трудоустройство».

5.   Услуга «Социальная адаптация на рынке труда».

6.   Услуга «Сопровождаемое трудоустройство».

Сегодня технология используется в восьми регионах: Санкт-Петербург, Орловская, Вологодская, Новгородская и Калужская области, Краснодарский край, Ханты-Мансийский автономный округ, Республика Татарстан.

Благодаря проекту для молодых людей с низкими стартовыми возможностями в этих регионах созданы условия для улучшения их жизненных перспектив. Открыт доступ к профессиональным и качественным услугам сопровождения, поддерживающая среда в ближайшем окружении и на работе, и все это в системе и взаимосвязи. С момента запуска «Всё получится!» в проект были вовлечены и получили поддержку 1639 благополучателей, а первый успешный опыт работы получили 528 из них.

-     А что насчет других регионов? Готовы ли вы к партнерству с целевой аудиторией и работодателями на других территориях?

-     Там, где пока нет некоммерческой организации, работающей по технологии сопровождаемого трудоустройства, партнерство с аудиторией возможно в онлайн-формате. При обращении таких кандидатов мы предлагаем удаленную консультацию: совместно составляем резюме, ищем подходящие вакансии в открытых источниках, проводим тренировочное собеседование. Кандидаты могут обратиться к нам через онлайн-чат группы «ВКонтакте» «Всё получится.Онлайн».

А партнерство с работодателями в таких регионах возможно, если работодатель готов открывать онлайн-вакансии и работать с кандидатами в удаленном формате.

- Если говорить конкретно про воспитанников детских домов, в какой момент вы начинаете работать с детьми?

- С16 лет. И у нас есть кейсы трудоустройства воспитанников детских домов в таком возрасте.

Сложности при трудоустройстве людей с инвалидностью или другими проблемами здоровья очевидны. Но с какими проблемами при трудоустройстве сталкиваются сироты?

- Оставшись без попечения родителей, они сталкиваются с двумя проблемами. Первая - полная свобода и ответственность за себя. Вторая - отсутствие навыков самоконтроля над распорядком дня и жизнью вообще. После 18 лет такие ребята не понимают, как строить будущее. В процессе поиска, а также адаптации на рабочем месте большую роль играет мотивация кандидата. Здесь уже нет воспитателей, которые сказали идти на обед, и все пошли. Здесь все зависит только от кандидата, и если он не пришел на работу - значит, это его собственный выбор.

Работа с каждым кандидатом организована индивидуально, что подразумевает большое личное участие консультанта центра. Нужно объяснить и показать, как строится работа, что значат рабочая коммуникация и задачи. В процессе взаимодействия с кандидатами возникают разные трудности. Ключевая - неготовность к длительному доверительному контакту. Неумение планировать. Желание получить здесь и сейчас. Отсутствие видения цели и неготовность ждать.

У ребят нет понимания, почему цепочка действий по трудоустройству такая длительная. Непонятно, зачем нужно резюме, зачем нужно общаться на собеседовании. Как правило, ребята не выходят на связь с другими людьми. В такие моменты взаимодействие строится через наставников в социальных организациях. Если выпускнику детского дома больше 23 лет, он уже ушел из всех социальных организаций, где у него был контакт, и тогда ситуация становится сложнее. Молодой человек может уйти «со всех радаров», и вернуть его к нормальному ритму становится значительно сложнее.

- Расскажите, пожалуйста, о работе Центра по трудоустройству «Работа-i». Какой у него функционал?

- Комплексную услугу по трудоустройству соискателей в рамках проекта мы оказываем по технологии жизненного цикла трудоустройства. Это значит, что мы оказываем необходимую поддержку по запросу соискателя. И мы рядом в течение нескольких лет, если это необходимо (пока соискатель не выйдет и не закрепится на открытом рынке труда).

Результаты Центра по трудоустройству «Работа-i» за 8 лет существования (с 2014 года):

■ более 2,2 тыс. вовлеченных участников из числа выпускников детских домов и молодых людей с инвалидностью без предшествующего значимого опыта работы с 2014 года;

■ более 700 молодых людей получили первый опыт работы;

■ кандидаты вышли на работу в 90+ компаний;

■трудоустройство молодых людей на открытом рынке, как с первой попытки в течение первого месяца знакомства, так и с 10-й попытки через 3-4 года взаимодействия с кандидатом. Поддержка молодых людей является длительной и часто длится до 3 лет с момента знакомства до момента закрепления на открытом рынке труда.

Кроме того, каждый год:

700+ сотрудников социальных и образовательных организаций получают поддержку в развитии мотивации к труду среди выпускников детских домов и коррекционных школ, молодых людей с инвалидностью через выбор вакансий и обратную связь;

500+ человек получают услугу профориентации;

400+ молодых людей проходят тренинги, участвуют в кратковременных стажировках, мастер-классах, профессиональных экскурсиях.

Конечная цель поддержки - это устойчивый опыт работы молодых людей на открытом рынке. Но достижение этой цели может занимать несколько лет. Мы хотим, чтобы молодые люди смогли стать самостоятельными и независимыми через трудоустройство на открытом рынке труда.

- На сайте указано: «Ежегодно Центр помогает более 500 молодым людям, из которых более 100 выходят на работу в рамках проектов сопровождаемого трудоустройства». Почему это не получается сделать у 400 человек? Какие бывают причины?

- Каждый год у нас около 150 человек работают в рамках сопровождаемого трудоустройства у внешних работодателей. Общее количество трудоустроенных даже больше: часть работает на нашей внутренней площадке до перехода на внешние. Поддержка, которую мы оказываем,- длительная. Из 500 благополучателей, с которыми мы работаем, половина - это кандидаты, которые пришли к нам в текущем году, половина - кандидаты предыдущих лет, с которыми мы продолжаем работать.

Почему не получается у всех и сразу? Потому что каждая история индивидуальна: кому-то не хватает краткосрочной или долгосрочной мотивации на трудоустройство, у кого-то пока не хватает нужных навыков, кому-то не хватило поддержки со стороны близких людей [и такое бывает], возникли психологические сложности, кто-то не смог пройти собеседование и выбрали другого кандидата, для кого-то не была найдена подходящая вакансия.

■ В 2022 году дочерняя организация БФ «Рауль» ООО «Центр по трудоустройству выпускников детских домов и молодых людей с ограниченными возможностями здоровья «Работа-i» стало партнером «Ворлдскиллс Россия» в рамках проекта по апробации комплексного подхода по карьерному сопровождению молодежи, включая развитие предпринимательских инициатив.

-     Какие обязательства должно взять на себя предприятие, став партнером проекта, и что ему даст сотрудничество с Фондом?

-     Есть несколько критериев, важных для сотрудничества. В определенном смысле их можно назвать обязательствами. Работодатель-партнер должен быть готов к тому, чтобы выделить наставника из числа сотрудников. Обычно это руководитель, который готов уделять время для адаптации нового сотрудника. Кроме того, партнер должен быть готов давать нам обратную связь и готов к сотрудничеству по каждому трудоустроенному кандидату в течение нескольких месяцев. Как правило, сопровождение с нашей стороны длится до полугода, этого времени хватает для успешной адаптации.

-     А органы власти? Что они должны сделать для того, чтобы фонд приступил к реализации проектов на территории их регионов?

-     Для реализации проекта по сопровождаемому трудоустройству в регионе органам власти нужно привлечь некоммерческую организацию, которая уже работает с целевой аудиторией проекта - молодыми людьми с инвалидностью, сиротским опытом, выпускниками коррекционных школ - и которая готова развиваться в сторону трудоустройства кандидатов. Опыт нашего фонда в Санкт-Петербурге показывает, что правильно выстроенное партнерство между органами власти и некоммерческой организацией может дать результат обеим сторонам.

-     Как планируете расширяться или изменить работу в ближайшем будущем?

-     В ближайшем будущем планируем запустить проект «Всё получится!» еще в двух регионах. Как уже говорил, сейчас мы действуем в восьми.

Что касается «Работа-i», то главная наша стратегия связана не с количеством, а с качеством работы - как обеспечить качество нашей работы в ближайшие 1-3 года. Хотя расширяться мы планируем, включая старт работы и в других городах. По поводу целевой аудитории мы также рассматриваем возможности расширения на другие аудитории кандидатов, если мы увидим, что есть потребности рынка труда (есть работодатели) и есть инструменты финансирования нашей деятельности.

Оксана Баркалова,

Заместитель директора Фонда «ФОКУС-МЕДИА»

С 2002 года Фонд «ФОКУС-МЕДИА» работает в сфере сохранения здоровья населения и развития гражданских инициатив. Сотрудники организации реализуют проекты по развитию жизненных навыков и трудоустройству молодежи.

- Ваш проект - «Моя карьера» - связан с трудоустройством граждан. С какими трудностями сталкивается уязвимая молодежь?

- Здесь важен не сам факт уязвимости, а навыки, которые молодой человек не имел возможности приобрести из-за того, что у него не было для этого таких же условий, как у сверстников, выросших в благополучной среде.

- Хорошо, вот к вам обращается человек или вы сами ему предлагаете помощь, и... Что дальше, какие ваши действия?

- Программа нацелена на малоактивных ребят: молодежь в трудной жизненной ситуации, часто из малообеспеченных семей, из коррекционных школ в регионах - участниках проекта. Ребята часто не очень мотивированы к самообразованию, поэтому на тренингах мы обучаем педагогов работе с нашей платформой. Рассказываем, как использовать материалы и уроки, размещенные на ней, как заинтересовывать ребят, удерживать их на обучении.

После тренингов педагоги регистрируют на платформе свои группы. Они предлагают ученикам пройти обучение на платформе - кто-то это делает с энтузиазмом, кто-то нет. Там же учащиеся могут пройти психологические тесты для профессиональной ориентации, ознакомиться с 30 рабочими специальностями, лучше понять, какие навыки им необходимо сформировать.

- Где сегодня действует проект?

- В семи регионах России, где наши координаторы договариваются с колледжами и педагогами, которые хотят использовать платформу. На сегодняшний день это Нижегородская, Свердловская, Ленинградская, Волгоградская, Московская, Рязанская области. С июля 2022 года при поддержке Фонда президентских грантов к ним присоединяются Псковская, Тамбовская и Кемеровская области.

-     Готовы ли вы к партнерству с целевой аудиторией и работодателями в других субъектах?

-     Пока мы работаем только в проектных регионах, поскольку это завязано на финансировании. Но мы ищем средства и на развитие проекта в новых регионах.


За 6 лет проекта:

■ 20 тыс. ребят прошли обучение на платформе;

■ 8 тыс. прошли все курсы и сформировали качественное резюме (4850 из них получили опыт временного или постоянного трудоустройства);

■ обучены 1450 педагогов (118 из них повысили свою квалификацию на курсе «Коучинг как метод развития профессионализации и навыков трудоустройства»);

■  82 педагога повысили квалификацию по теме «STEM-образование».

■ Обучение на платформе построено в виде игры. Подростки учатся дистанционно. Самостоятельно проходят шесть обязательных и две дополнительные темы, получают оценки за выполнение четырех домашних заданий, последнее из которых-резюме. По окончании курса студенты получают сертификат.

-     Был ли у вас опыт работы с региональными органами власти, например со службой занятости или органами соцзащиты?

-     В новых регионах-Тамбове и Кемерове - мы получили поддержку от службы занятости и от Центров опережающей профессиональной подготовки. Они нам бесплатно предоставили помещения для тренингов.

-     Что должны сделать органы власти регионов, если захотят, чтобы Фонд приступил к реализации проектов по сопровождаемому трудоустройству на их территории?

-     Достаточно проявить заинтересованность: помочь с доступом в учебные заведения. Это на первых порах.

-     Что ж, хорошо. А программа только обучающая или на ней можно подобрать педагога?

-     Обучающая. Но пользователь может найти себе вакансию или стажировку в своем регионе. Соответствующий модуль заполняется региональным координатором. Он же подыскивает подходящих работодателей и размещает их предложения на платформе.

В процессе обучения педагоги организуют для своих учеников экскурсии на предприятия, краткосрочные оплачиваемые стажировки для наиболее уязвимых молодых людей. Кроме того, мы обучаем самых активных студентов на новом курсе «Как начать свой собственный бизнес», с предоставлением консультаций по разработке бизнес-планов (стартапов], по преодолению административных и налоговых препятствий и других сложностей в сфере создания собственного малого бизнеса.

- Еще один результат проекта: «Проведены тренинги по онлайн-обучению навыкам трудоустройства на платформе Career4me для 94 педагогов школ и колледжей». Чему вы учите педагогов, как можно поучаствовать в тренингах?

-     Могут участвовать только те педагоги, которые представляют наши проектные регионы. Но зато всем доступно онлайн-обучение на курсе «Коучинг как метод развития профессионализации и навыков трудоустройства студентов» для педагогического состава учреждений профессионального образования. Как это сделать, можно узнать в специальном разделе3 на нашем сайте. Обучение бесплатное.

-     По какому из направлений можно получить диплом ДПО?

-     Сейчас прошел набор на курс «Коучинг». Группа сформирована, мы набрали более 100 человек. По результатам обучения будут выданы удостоверения о повышении квалификации. Следующий набор - в феврале 2023 года.

-     Какие компании в числе партнеров ваших проектов и в чем выражается это партнерство?

-     Наши партнеры - это прежде всего колледжи, школы, Центры опережающей профессиональной подготовки и вузы. В числе парт- неров-работодателей: ОАО «РЖД», международный аэропорт Жуковский, Центроспас МЧС России, автосалон «ЕвроАвто» и др.

Партнерство заключается в том, что эти организации принимают на стажировки или кратковременные экскурсии наших ребят, предоставляют лекторов и/или консультантов для проведения встреч.

■ Один из проектов Фонда был поддержан Национальным агентством развития квалификаций.

«Мы готовы сотрудничать с Национальным агентством развития квалификаций. Вместе развивать программы обучения наставников из числа мастеров, педагогов СПО. Чтобы они могли максимально поддерживать ребят. Хотелось бы иметь возможность направить их на обучение по программам Национального агентства».

-     Что могут получить предприятия в результате проектов Фонда?

-     Наша задача - научить как можно более широкий круг молодежи основным навыкам трудоустройства. Работодатель получает более зрелого сотрудника, ответственно выбирающего место работы, строящего свою карьеру последовательно и разумно.

Анастасия Фёдорова

Возврат к списку