+

Soft skills: оценка и развитие надпрофессиональных компетенций

08 сен, 2022 | №122022 | Проекты и партнеры

Soft skills: оценка и развитие надпрофессиональных компетенций

Надпрофессиональные компетенции в среднем профессиональном образовании

Сегодня много говорит­ся о важности общих ком­петенций (или soft skills, как их часто называют) для про­фессиональной успешности и построения карьеры, раз­вития человеческого капи­тала, множатся списки об­щих компетенций. Чтобы разобраться во всем этом многообразии, Националь­ное агентство развития квалификаций инициировало проект «Компетен­ции XXI века: формирова­ние, развитие, оценка». Суть этого проекта - формиро­вание рамки общих компе­тенций, востребованных [1] в профессиональной дея­тельности, инструментария для их оценки и развития.

В разработке такой рам­ки участвовали эксперты со­ветов по профессиональным квалификациям, компаний, образовательных органи­заций. Были проанализи­рованы большие данные - требования работодателей к общим компетенциям (анализ более 6,5 млн ва­кансий) и их предложения соискателями (анализ резю­ме), корпоративные модели компетенций, информация Форсайт-исследований.

Вместе с описанием об­щих компетенций эксперты разработали методику их оценки. Национальное агент­ство запустило программу повышения квалификации для тех, кто хочет освоить современные инструменты диагностики и формирова­ния soft skills. Познакомить­ся с программой можно на сайте Базового центра под­готовки кадров.

Рамка общих компетен­ций - это и универсальное «меню», и конструктор. Она помогает формулировать требования к общим компе­тенциям для разных видов профессиональной деятель­ности и квалификаций, про­водить диагностику общих компетенций, проектировать систему их развития в кол­ледже, вузе, на предприятии.

Рамка может использо­ваться для профориентации, планирования карьеры, со­вершенствования компе­тенций на разных уровнях

образования и этапах про­фессиональной деятельно­сти, формирования требова­ний к работникам, подбора, оценки, повышения квали­фикации персонала, построе­ния траекторий обучения.

Внедрение систем оцен­ки и формирования soft skills особенно актуально для ву­зов и колледжей. Именно поэтому возникла идея со­трудничества Национального агентства развития квалифи­каций и АНО «Россия - стра­на возможностей», в рамках которого решается задача диагностики универсаль­ных компетенций студен­тов профессиональных об­разовательных организаций.

Это сотрудничество - шаг в развитии проекта «Ком­петенции XXI века: форми­рование, развитие, оценка».

Статус Центра оценки компетенций позволил На­циональному агентству сфор­мировать сеть из 167 профес­сиональных образовательных организаций, в которых стар­товала диагностика общих компетенций студентов. На цифровой платформе за­регистрированы около 13 тыс. учащихся колледжей.

В планах проекта - во­влечение еще большего ко­личества учреждений сред­него профессионального об­разования. Максимальный охват заинтересованных лиц и привлечение к про­цессу работодателей - вот перспективные цели, работа над которыми началась уже сейчас. Появляется все боль­ше компаний, заинтересо­ванных в подборе кадров со сформированными общими компетенциями.


Развитие сетевого цен­тра оценки компетенций на базе Национального агент­ства предполагает также подготовку рекомендаций для колледжей по вопросам внедрения наставничества, стажировок, проектного об­учения и других технологий, обеспечивающих формирова­ние soft skills, необходимых сегодня молодым людям для уверенного позиционирова­ния себя на рынке труда.

Подробнее узнать о проек­те Национального агентства можно на сайте Базового цен­тра подготовки кадров

Всероссийский конкурс лучших практик

Для того чтобы выявить успешные кейсы компаний и образовательных организа­ций по оценке и развитию об­щих компетенций, в 2021 году был проведен конкурс лучших практик по номинации «Ком­петенции XXI века: определе­ние, развитие и оценка общих компетенций».

В конкурсе приняли уча­стие предприятия, ассоциа­ции, объединения работода­телей, советы по профессио­нальным квалификациям, об­разовательные организации. Партнерами конкурса стали Минтруд России, Минпро- свещения России, Россий­ский союз промышленников и предпринимателей, АНО «Россия - страна возможно­стей» и рекрутинговое агент­ство HeadHunter.

Победители конкурса:

1-Е МЕСТО разделили:

  • ООО «Завод по переработке пластмасс имени «Комсомольской правды», практика «Формирование инжиниринговых команд для консорциума предприятий Полимерно­го кластера СПб»;

  • ПАО «Россети Ленэнерго», практика «Ма­стерская». Создание развивающей среды для профессионального роста и развития компе­тенций будущих мастеров районов электри­ческих сетей»:

2-Е МЕСТО заняло общество с ограничен­ной ответственностью «Масса», практика «Будущий лидер - осознанный выбор»:

3-Е МЕСТО - педагогический колледж № 4 Санкт-Петербурга, практика «Лаборатория Soft Skills: новому времени новые возмож­ности»:

4-Е МЕСТО - Санкт-Петербургская ака­демия постдипломного педагогического об­разования (совместно с радиотехническим колледжем, колледжем банковского дела и информационных систем, колледжем ту­ризма и гостиничного сервиса, автомехани­ческим колледжем], практика «Предпринима­тельские компетенции для digital-поколения»:

5-Е МЕСТО - Воронежский юридический техникум, практика «Успешный карьерный старт»].

Программы финалистов включены в базу данных лучших практик и размещены на сайте Базового центра: https://bc-nark.ru/softskills


Работа по всем вышеперечисленным на­правлениям - гарант того, что на выходе мы получим гибких, уверенных в себе, успешных сотрудников, которые умеют работать в ус­ловиях перемен и многозадачности, быстро адаптироваться, эффективно коммуницировать, решать проблемы, ориентируясь на ре­зультат. Компании и предприятия, в свою очередь, сразу будут отбирать именно тех кандидатов, чьи компетенции соответству­ют корпоративной культуре и ожиданиям работодателей.




Поделиться

Возврат к списку