Надпрофессиональные компетенции в среднем профессиональном образовании
Сегодня много говорится о важности общих компетенций (или soft skills, как их часто называют) для профессиональной успешности и построения карьеры, развития человеческого капитала, множатся списки общих компетенций. Чтобы разобраться во всем этом многообразии, Национальное агентство развития квалификаций инициировало проект «Компетенции XXI века: формирование, развитие, оценка». Суть этого проекта - формирование рамки общих компетенций, востребованных [1] в профессиональной деятельности, инструментария для их оценки и развития.
В разработке такой рамки участвовали эксперты советов по профессиональным квалификациям, компаний, образовательных организаций. Были проанализированы большие данные - требования работодателей к общим компетенциям (анализ более 6,5 млн вакансий) и их предложения соискателями (анализ резюме), корпоративные модели компетенций, информация Форсайт-исследований.
Вместе с описанием общих компетенций эксперты разработали методику их оценки. Национальное агентство запустило программу повышения квалификации для тех, кто хочет освоить современные инструменты диагностики и формирования soft skills. Познакомиться с программой можно на сайте Базового центра подготовки кадров.
Рамка общих компетенций - это и универсальное «меню», и конструктор. Она помогает формулировать требования к общим компетенциям для разных видов профессиональной деятельности и квалификаций, проводить диагностику общих компетенций, проектировать систему их развития в колледже, вузе, на предприятии.
Рамка может использоваться для профориентации, планирования карьеры, совершенствования компетенций на разных уровнях
образования и этапах профессиональной деятельности, формирования требований к работникам, подбора, оценки, повышения квалификации персонала, построения траекторий обучения.
Внедрение систем оценки и формирования soft skills особенно актуально для вузов и колледжей. Именно поэтому возникла идея сотрудничества Национального агентства развития квалификаций и АНО «Россия - страна возможностей», в рамках которого решается задача диагностики универсальных компетенций студентов профессиональных образовательных организаций.Это сотрудничество - шаг в развитии проекта «Компетенции XXI века: формирование, развитие, оценка».
Статус Центра оценки компетенций позволил Национальному агентству сформировать сеть из 167 профессиональных образовательных организаций, в которых стартовала диагностика общих компетенций студентов. На цифровой платформе зарегистрированы около 13 тыс. учащихся колледжей.
В планах проекта - вовлечение еще большего количества учреждений среднего профессионального образования. Максимальный охват заинтересованных лиц и привлечение к процессу работодателей - вот перспективные цели, работа над которыми началась уже сейчас. Появляется все больше компаний, заинтересованных в подборе кадров со сформированными общими компетенциями.
Развитие сетевого центра оценки компетенций на базе Национального агентства предполагает также подготовку рекомендаций для колледжей по вопросам внедрения наставничества, стажировок, проектного обучения и других технологий, обеспечивающих формирование soft skills, необходимых сегодня молодым людям для уверенного позиционирования себя на рынке труда.
Подробнее узнать о проекте Национального агентства можно на сайте Базового центра подготовки кадров
Всероссийский конкурс лучших практик
Для того чтобы выявить успешные кейсы компаний и образовательных организаций по оценке и развитию общих компетенций, в 2021 году был проведен конкурс лучших практик по номинации «Компетенции XXI века: определение, развитие и оценка общих компетенций».
В конкурсе приняли участие предприятия, ассоциации, объединения работодателей, советы по профессиональным квалификациям, образовательные организации. Партнерами конкурса стали Минтруд России, Минпро- свещения России, Российский союз промышленников и предпринимателей, АНО «Россия - страна возможностей» и рекрутинговое агентство HeadHunter.Победители конкурса:
1-Е МЕСТО разделили:
-
ООО «Завод по переработке пластмасс имени «Комсомольской правды», практика «Формирование инжиниринговых команд для консорциума предприятий Полимерного кластера СПб»;
-
ПАО «Россети Ленэнерго», практика «Мастерская». Создание развивающей среды для профессионального роста и развития компетенций будущих мастеров районов электрических сетей»:
2-Е МЕСТО заняло общество с ограниченной ответственностью «Масса», практика «Будущий лидер - осознанный выбор»:
3-Е МЕСТО - педагогический колледж № 4 Санкт-Петербурга, практика «Лаборатория Soft Skills: новому времени новые возможности»:
4-Е МЕСТО - Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования (совместно с радиотехническим колледжем, колледжем банковского дела и информационных систем, колледжем туризма и гостиничного сервиса, автомеханическим колледжем], практика «Предпринимательские компетенции для digital-поколения»:
5-Е МЕСТО - Воронежский юридический техникум, практика «Успешный карьерный старт»].
Программы финалистов включены в базу данных лучших практик и размещены на сайте Базового центра: https://bc-nark.ru/softskills
Работа по всем вышеперечисленным направлениям - гарант того, что на выходе мы получим гибких, уверенных в себе, успешных сотрудников, которые умеют работать в условиях перемен и многозадачности, быстро адаптироваться, эффективно коммуницировать, решать проблемы, ориентируясь на результат. Компании и предприятия, в свою очередь, сразу будут отбирать именно тех кандидатов, чьи компетенции соответствуют корпоративной культуре и ожиданиям работодателей.