Поделиться в социальных сетях

Интервью с Президентом  «Энергетической работодательской ассоциации России» (Ассоциация «ЭРА России»), Председателем Совета по профессиональным квалификациям в электроэнергетике Российской Федерации (ЭСПК) Аркадием Замосковным

Аркадий Викторович, наше интервью мы делаем для первого номера нового журнала, который будет выходить под эгидой Национального агентства развития квалификаций (АНО НАРК). Поэтому сразу хотелось начать с самого важного, фундаментального вопроса: как, на Ваш взгляд, – можно ли сказать, что Национальная система квалификаций создана в полном объеме, что она де факто уже состоялась?

– Вопрос очень емкий, поэтому давайте взглянем на ситуацию комплексно.

Работа над созданием Национальной системы квалификаций (НСК) в ее нынешнем виде была начата в мае 2012 года в соответствии с одним из двух т.н. «социальных» Указов Президента России (№597 от 07.05.2012 – прим. ред.). Почти десятилетняя напряженная и кропотливая работа, которая велась профессиональным и экспертным сообществом, дала свои плоды: в России создана принципиально новая Национальная система квалификаций (НСК), базирующаяся на профессиональных стандартах, сформирована иерархия органов НСК – от Национального совета при Президенте РФ по профессиональным квалификациям через отраслевые советы по профессиональным квалификациям, отраслевые работодательские сообщества – к работодателям, конкретным компаниям, внедряющим профессиональные стандарты, и другие элементы НСК.

С другой стороны, нельзя сказать, что переход на эту новую систему квалификаций в России полностью завершен. Мы находимся в процессе этой трансформации, и ее завершение, откровенно говоря, пока еще скрыто где-то далеко за горизонтом.

На первом этапе внедрение НСК проходило на добровольной основе, в «пилотном» режиме, что безусловно правильно. Однако время идет, а внедрение НСК так и идет в таком, как бы сказать, полутестовом режиме, складывается впечатление, что мы висим в воздухе: отрыв от земли прошел успешно, но режим взлета все еще продолжается, и мы, увы, никак не перейдем в нормальный горизонтальный полет.

Конечно, в прошлом году, свой негативный эффект сыграла пандемия коронавируса – работа над формированием и внедрением НСК продолжалась, но определенный темп мы все-таки потеряли, и это нельзя не признать. Так или иначе, если говорить образно, Национальная система квалификаций как будто бы занесла ногу для следующего шага, но никак не сделает этот важный и нужный шаг. Интересно, неужели кто-то всерьез считает, что «время на раскачку еще есть»?!

Полагаю, пришла пора сделать этот новый шаг вперед, шаг уверенный и твердый, – с тем, чтобы внедрение профессиональных стандартов стало повсеместным, чтобы на смену устаревающим тарифно-квалификационным справочникам пришли актуальные, современные и востребованные требования к квалификациям работников. Кроме того, необходимо, чтобы повсеместно внедрялись и была востребована вузами, учреждениями СПО и работодателями профессионально-общественная аккредитация  образовательных программ (ПОА). Наконец, базирующийся на профстандартах и требованиях к квалификации работников институт независимой оценки квалификации должен охватить не десятки тысяч работников, как сейчас, а миллионы и десятки миллионов!

Задача более чем серьезная… Что же нужно сделать для того чтобы достичь этих амбициозных целей? И чего не хватает сейчас?

В первую очередь, назрело совершенствование нормативной базы – нужно стимулировать более активное внедрение каждого из ключевых элементов НСК. В настоящее время добровольным было и остается применение профессиональных стандартов и других элементов НСК (требования к квалификации работников, мониторинги рынка труда, ПОА, независимая оценка квалификации и т.д.).

Нужно ли жестко, административно насаждать эти элементы? – Однозначно, нет. Другой вопрос – нужно ли выстраивать иерархию разноплановых стимулов для внедрения всех ключевых элементов этой системы? – Да, тысячу раз да!!

Необходима разработка комплексной программы постепенного перехода на повсеместное внедрение основных элементов НСК. В связи с этим очень большие надежды возлагаются на Стратегию развития Национальной системы квалификаций до 2030 года, которая на протяжении всего прошлого года разрабатывалась и обсуждалась на площадке АНО НАРК, затем была одобрена Национальным советом при Президенте РФ по профессиональным квалификациям. Очень хочется верить, что принятие этой Стратегии станет необходимым импульсом для дальнейшего развития НСК в целом и каждого из ее элементов по отдельности.

Вы спросили, какие решения необходимы. Возьмем, к примеру, такой элемент НСК как профессионально-общественная аккредитация образовательных программ, которая позволяет адаптировать содержание образовательных программ среднего, высшего и дополнительного профессионального образования к актуальным потребностям работодателей.

Кто сейчас заинтересован во внедрении ПОА? Вузы? Нет – у них от наличия или отсутствия ПОА не зависит ни прохождение государственной аккредитации, ни финансирование, ни востребованность со стороны абитуриентов! Работодатели? Да, но без заинтересованности со стороны вузов инициативы работодателей так останутся нереализованными. Студенты? Да они просто не знают про то, что такое профессионально-общественная аккредитация и как она увеличивает ценность образовательных программ!

Есть конкретное предложение: предусмотреть включение в диплом указания на факт прохождения или непрохождения ПОА той образовательной программы, по которой выдается этот диплом. И, поверьте, стоит включить такую строчку в типовую форму диплома – и, реагируя на запросы учащихся и их родителей, вузы и ссузы будут сами беспокоиться о том, чтобы качественно и своевременно пройти ПОА в профильном совете по профквалификациям.

Насколько мне известно, Минобрнауки России планирует внести изменения в форму диплома о среднем профессиональном образовании, но туда предполагается включить не информацию о проведении ПОА, а сведения по методологии WorldSkills. Это тоже правильный и нужный шаг, но давайте подойдем к реформе комплексно и, наряду с WorldSkills, заодно предусмотрим указание в дипломе информации о прохождении образовательной программой процедуры профессионально-общественной аккредитации!

Другой пример. Независимая оценка квалификации – важнейший элемент, один из «трех китов», на которых держится НСК. Востребована ли сейчас независимая оценка квалификации? Если обратиться к статистике, выяснится, что оценку квалификации на соответствие требованиям профессиональных стандартов в целом по России прошли на сегодняшний день всего лишь несколько десятков тысяч человек, то есть не больше, чем 0,1% трудоспособного населения страны. Очевидно, что это очень мало. Отсюда вопрос: должна ли независимая оценка стать обязательной? Нужно ли повсеместно насаждать ее административными методами? – Нет, не нужно. А что же тогда делать?

И здесь нужен комплексный пакет решений. Как минимум – следует усовершенствовать трудовое законодательство, более четко прописать последствия независимой оценки, последствия сдачи (и несдачи) профессионального экзамена, предусмотреть возможность работодателя с определенной периодичностью направлять работников для прохождения профессиональных экзаменов.

Как сейчас происходит этот процесс? Работодатель говорит: «Я готов направить работника на профэкзамен, оплатить рабочее время по среднему заработку, командировочные расходы и услуги центра оценки квалификаций». А работник отвечает: «Извините, я не хочу и отказываюсь», после чего пишет отказ от НОК, и с этим ничего нельзя поделать в силу закона. Разве это нормальное положение дел? Мне кажется вполне логичным предоставить работодателям право направлять с определенной периодичностью (например, не реже одного раза в пять лет) своих работников для прохождения независимой оценки квалификации в профильный центр оценки, и в этом случае работник уже не будет иметь право отказываться от прохождения НОК.

Кроме того, организации, в которых персонал прошел независимую оценку квалификации и подтвердил свою профессиональную компетентность, должны получать определенные преференции – например, преимущества при участии в госзакупках и получении разного рода субсидий: госгарантий, льготных кредитов и других форм поддержки.

Еще один важный момент. В свое время было принято Постановление Правительства РФ об обязательном внедрении профстандартов в госкомпаниях и госкорпорациях. Полагаю, что для данной категории организаций настало время установить новый ориентир: обеспечить к 2025 году долю работников, прошедших независимую оценку квалификации, не менее, чем 50% от штатной численности производственного персонала.

В электроэнергетике мы постепенно движемся именно в эту сторону: экс-Министр энергетики, а ныне Вице-премьер Правительства России Александр Новак в своем письме Президенту РСПП Александру Шохину в марте прошлого года подтвердил готовность Минэнерго России оказать содействие в проведении до конца 2022 года 75 тыс. профессиональных экзаменов в формате независимой оценки квалификации и доведении к 2025 году доли работников электроэнергетики, прошедших независимую оценку квалификации, до 75% от численности основного промышленно-производственного персонала. Это серьезный ориентир!

Мне кажется, что формирование и последующее достижение аналогичных количественных ориентиров во всех ключевых видах экономической деятельности является необходимым и достаточным условием поступательного внедрения Национальной системы квалификаций.

Поскольку Вы коснулись ситуации в Вашей отрасли, пожалуйста, расскажите подробнее о том, как развивается отраслевой сегмент НСК в электроэнергетике?

– В электроэнергетике созданы и внедряются все необходимые элементы НСК: разработаны и утверждены около 50 профессиональных стандартов и 218 профессиональных квалификаций, рассмотрен и согласован пакет основных ФГОС, аккредитованы 17 образовательных программ различного уровня, разработано порядка 150 оценочных средств, создано 10 центров оценки энергетических квалификаций. Кроме того, проведено почти 5 тыс. профессиональных экзаменов, и по этому показателю наш СПК входит в пятерку лидеров. В конце прошлого года в тестовом режиме начал свою работу сайт ЭСПК (ESPKRF.ru / ЭСПК.рф), и я приглашаю всех заинтересованных экспертов заглянуть на нашу новую электронную площадку и дать свои замечания и предложения!

 С другой стороны, профессиональные стандарты пока еще не заменили действующие тарифно-квалификационные справочники энергетиков, масштабное проведение профессионально-общественной аккредитации образовательных программ отраслевых учебных заведений еще пока только в планах.  Количество наших работников, прошедших независимую оценку квалификации, пока измеряется тысячами, а не десятками и сотнями тысяч, как хотелось бы. Более того, с учетом серьезных требований к безопасности производственных объектов в сфере электроэнергетики в прошлом году были разработаны и направлены в Государственную Думу поправки к Трудовому кодексу, позволяющие сохранить действующую систему оценки знаний как альтернативу внедряемой независимой оценки квалификации.

Есть экспертное мнение о необходимости обязательного применения независимой оценки квалификации в тех отраслях и сферах деятельности, где эксплуатируются опасные производственные объекты. Но некоторые наши коллеги на федеральном уровне почему-то считают, что каждая отрасль должна самостоятельно прорабатывать вопрос о переходе на обязательность независимой оценки квалификации, как это, например, сделано в лифтовой отрасли. Нам же кажется, что необходимо системное решение этого вопроса, принципиального для обеспечения энергобезопасности нашей страны, чтобы персонал на опасных производственных объектах гарантированно проходил бы оценку квалификации в соответствии с процедурой, установленной Федеральным законом «О независимой оценке квалификации».

– Вы сказали, что развитие НСК и внедрение ее отдельных элементов идет достаточно сложно. А Вы сами верите в полезность и востребованность внедряемых инструментов НСК?

– Вот хорош бы я был, если бы, отвечая на этот Ваш вопрос, тем или иным образом ушел от ответа! (смеется) Но никаких запинок не будет: не просто верю, а являюсь последовательным и убежденным сторонником и пропагандистом тех преимуществ и возможностей, которые дает НСК. Новая система профквалификаций формируется на базе актуальных и современных требований представителей работодательского и экспертного сообщества, это живой инструмент, который регулярно подвергается актуализации и обновлению. Альтернативы этому процессу нет!

Повсеместное внедрение всех элементов НСК – это единственная возможность для участников российского рынка труда справиться с вызовами времени, и, в первую очередь, с глобальной цифровой трансформацией! Ведь НСК, помимо всего прочего, содержит еще и серьезные стимулы для работников к тому, чтобы постоянно совершенствовать свою квалификацию, стремиться к получению новых компетенций, идти в ногу со временем…

Отмечу, что, несмотря на активную разъяснительную и просветительскую работу, которую ведет Национальное агентство развития квалификаций, сильный стимулирующий эффект НСК для экономики страны, на мой взгляд, еще недостаточно хорошо разъяснен работодателям и недостаточно хорошо ими понят. И в этом также залог для дальнейшей активизации нашей совместной деятельности на различных уровнях.

Исходя из вышесказанного – какова Ваша оценка деятельности Национального агентства развития квалификаций?

– Если в интервью журналу, который издается под эгидой АНО НАРК, мы с Вами вдруг резко раскритикуем работу этого Агентства, боюсь, нам никто не поверит! (смеется) К счастью, есть много оснований для высоких положительных оценок. Национальное агентство развития квалификаций – это коллектив профессионалов высочайшего уровня и не просто профессионалов, а еще и энтузиастов своего дела, настоящих подвижников на пути продвижения и развития Национальной системы квалификаций.

Всяческих похвал заслуживает информационная  активность Агентства: буклеты, графики, схемы, таблицы – это просто космос. Хотя мои отдельные коллеги в энергетике удивляются, почему о преимуществах и возможностях НСК мы не узнаем из федеральных СМИ, в том числе, из телевизора, справедливости ради, вопрос в данном случае отнюдь не к вам.

С другой стороны, сейчас создано порядка 40 отраслевых СПК, но я, как председатель одного из них, не чувствую, что все мы движемся в одном темпе и в одном направлении. И в этой связи уместно упомянуть: сейчас целым рядом ведущих СПК активно обсуждается вопрос о создании Ассоциации СПК – объединения, перед которым будет поставлена задача по представлению и защите интересов СПК – членов Ассоциации.

О чем это говорит: а) о том, что у нас есть активные отраслевые советы, б) о том, что они готовы к самоорганизации и к эффективной работе, в) о том, что отраслевым советам не хватает – нет, не руководящей и направляющей руки (начальников как раз достаточно!), а вот именно координации нашей деятельности. Полагаю, в этом и не только в этом имеются определенные резервы для дальнейшего совершенствования и развития Национального агентства развития квалификаций.

Как бы то ни было, повторюсь: главное, не останавливаться на достигнутом, делать давно назревшие шаги вперед; нужно консолидировать интеллектуальный, финансовый и, конечно же, организационный потенциал всех активных субъектов Национальной системы квалификаций, заинтересованных в ее повсеместном внедрении и развитии.

Настало время новых шагов вперед! Или мы сделаем их, или… Полагаю, никакого второго «или» просто не должно быть!

Беседовал Григорий Волчек