Поделиться в социальных сетях

В 2020 году число выпускников Академии развития квалификаций достигло отметки в 8 тыс. человек. Растет число актуальных и востребованных образовательных программ, внедряются современные подходы к организации обучения, ведется системная работа с государственными и муниципальными заказчиками. Заместитель генерального директора Национального агентства развития квалификаций Ольга Лоцманова поделилась планами на будущее и рассказала об особенностях получения дополнительного образования в Академии.

– Повышение квалификации после пандемии

Не секрет, что образовательная сфера переживает непростые времена. В 2020 г. практически не велось очное обучение в учебных аудиториях. Как Академия справилась со сложностями пандемии?

– В 2020 году мы столкнулись с непростой ситуацией в части организации обучения и повышения квалификации специалистов. Нам пришлось перестроить все процессы, связанные с преподаванием и взаимодействием как со слушателями, так и с преподавателями. В кратчайшие сроки, за две недели, нам удалось перевести основные программы повышения квалификации Академии в дистанционный формат. Системная работа всех структурных подразделений помогла нам быстро и слаженно организовать эту работу.

В 2020 году в Академии развития квалификаций за счет средств федерального бюджета прошли обучение по программам повышения квалификации 1212 слушателей, по договорам оказания платных образовательных услуг 564 слушателя.

Что произошло с коммерческим сегментом образовательных услуг? Удалось ли сохранить показатели предыдущих лет?

– В начале прошлого года до первого локдауна нами было организовано выездное обучение в сфере национальной системы квалификаций руководителей и специалистов Липецкой области, Красноярского края, Республики Саха-Якутия, Алтайского края, республики Бурятия. А уже в апреле прошлого года реализация всех образовательных программ Академии была переведена в дистанционный формат. При этом мы существенно снизили стоимость наших программ, так как понимали, что тяжело не только нам, но и нашим потенциальным слушателям.

Это позволило сохранить Академии основную линейку реализуемых ею программ повышения квалификации, таких как подготовка экспертов центров оценки квалификаций, профессионально-общественная аккредитация образовательных программ, внедрение профессиональных стандартов на предприятии. Мы также разработали и провели новые интересные для нашей целевой аудитории программы в области трудового права. Совместно с Торгово-промышленной палатой РФ было реализовано обучение региональных руководителей и специалистов по профессионально-общественной аккредитации образовательных программ.

Важной задачей мы считаем сохранение связи с выпускниками, оперативное информирование потенциальных слушателей о возможностях пройти повышение квалификации в дистанционном формате. Для расширения каналов взаимодействия со слушателями Академия развития квалификаций Национального агентства активно использует наряду с традиционными форматами современные средства и формы коммуникаций.

В 2020 г. был создан Клуб выпускников Академии развития квалификаций для поддержания связи и взаимодействия с экспертами-выпускниками Национального агентства.

Как показали опросы слушателей Национального агентства более 70% обучающихся хотели ли бы получать информацию посредством текстовых сообщений. Создана сеть мессенджеров и чат-ботов Академии развития квалификаций, запись на программы обучения и консультации возможна как по телефону и на сайте Национального агентства, так и в приложениях WhatsАpp, Viber, Telegram. В ежедневном формате информация об обучающих мероприятиях и ответы на вопросы слушателей также представлены на страницах Facebook и Instagram Академии.

Как проходит контроль качества обучения в Академии? На что обращается внимание при анализе проведенного обучения?

– Вопрос качества обучения для нас на первом месте. В 2021 году внедрена автоматизированная система контроля по показателям «учебные материалы», «преподавание», «поддержка», «взаимодействие в процессе обучения» и «актуальность программы». В настоящее время в системе более 200 отзывов от слушателей.

В 2021 году показатели качества обучения составили: 4,81 балла составила удовлетворенность преподавателями Академии, на 4,84 балла оценено взаимодействие в процессе обучения, 4,80 баллов мы получили за актуальность содержания программ повышения квалификации.

В 2021 году показатели качества обучения составили: 4,81 балла составила удовлетворенность преподавателями Академии, 4,84 балла – взаимодействие в процессе обучения, 4,80 баллов мы получили за актуальность содержания программ повышения квалификации. Автоматизированная система контроля сохраняет анонимность пользователей, мы же стараемся реагировать на каждый отзыв и принимать меры к росту показателей.

Образование для новой реальности

Какие программы обучения будут востребованы рынком отраслевого образования в сфере НСК?

– Интерес к новым программам повышения квалификации вырос в конце прошлого года. Мы постарались максимально эффективно использовать потенциал профессионального сообщества и провели хакатон разработчиков образовательного контента, позволивший сформировать перечень наиболее востребованных рынком образовательных программ. Методическое содействие в проведении мероприятия Национальному агентству оказывал Центр регионального развития и бизнес-технологий РСПП. По итогам форсированного мозгового штурма командам удалось сформировать содержание перспективных образовательных проектов в сфере технологий диагностики аудита квалификационных дефицитов и проектирования корпоративных программ с использованием инструментов национальной системы квалификаций, управления квалификацией на основе бережливого производства, формирования финансово-экономической модели независимой оценки квалификации. Итоги хакатона мы подвели на VI Всероссийском форуме Национальная система квалификаций России «Рынок труда – новая реальность». Актуальными и востребованными из года в год остаются также программы повышения квалификации подготовки экспертов центров оценки квалификаций и экзаменационных центров, разработчиков оценочных средств, руководителей центров оценки квалификаций.

Вариативность форм обучения

Какие изменения произошли в 2021 году в организации обучения? 

– Прежде всего мы ищем возможность постепенно вернутся к очному формату обучения, так как он доказал свою эффективность. Однако за два прошедших года потребитель образовательных услуг изменился. Дорога к месту обучения, временные затраты, стоимость образовательной программы – сегодня решающие факторы при выборе образовательной организации.

Тем не менее, возврат к прежней жизни и обучению в учебном классе, где есть возможность встретиться с коллегами и обсудить все насущные проблемы, – вопрос ближайшей перспективы. И в наших анонсах скоро появятся курсы повышения квалификации, которые будут проходить очно в аудитории.

Сформированная сеть Национального агентства в регионах включает 14 центров повышения квалификации и 66 площадок для стажировок.

 

 

В регионах Национальное агентство развития квалификаций продолжает системную работу по развитию сети центров повышения квалификации и стажировочных площадок в регионах. Сформированная сеть по состоянию на начало года включает 14 центров повышения квалификации и около 66 площадок для стажировок. Все образовательные программы Национального агентства представляют собой модульные программы повышения квалификации, в том числе программы стажировок преподавателей и мастеров производственного обучения. Программы разработаны под ключ, содержат полный пакет документов, в т. ч. учебно-методические материалы для каждого занятия. Они размещены в открытом доступе в сети Интернет, доступны для любой заинтересованной организации.

Анализ опыта применения полученных знаний привел к новому формату общения методистов в виде регионального методического семинара. Он проходит ежеквартально и собирает участников из различных регионов нашей страны. Наиболее активными его участниками являются разработчики образовательного контента в сфере национальной системы квалификаций из Москвы, Самары, Иркутска, Екатеринбурга и Красноярска.

Изучая наиболее распространенные подходы, мы пришли к выводу, что нам наиболее близка система смешанного обучения (т.н. blended learning), когда слушатель посещает установочные семинары, а часть самостоятельной работы выполняется в системе дистанционного обучения.

Но для реализации смешанной модели обучения необходима развитая информационная инфраструктура?

– В первом квартале этого года мы внедрили новую систему дистанционного обучения iSpring. Она позволяет учесть все требования к проведению занятий в формате смешанного обучения. В настоящий момент мы заканчиваем интеграцию наиболее востребованных образовательных программ и разработку актуализированных учебных материалов. Во втором квартале более трети наших слушателей будут обучаться по такой смешанной системе.

Методология iSpring доказала свою эффективность в сегменте цифрового обучения. Инструменты и сервисы, которыми обладает Академия развития квалификаций, помогают автоматизировать оценку знаний и навыков и получить объективную картину по компетенциям. Наши слушатели могут открывать курсы с любых устройств: ноутбуков, планшетов и телефонов. А с приложением для iOS и Android знания можно получать даже без интернета. Интерактивный подход и смешанное обучение позволяют повысить качество обучения 

Валерий Гончаров, руководитель Академии развития квалификаций Национального агентства

Мы развиваем и виртуальные платежные сервисы. В марте этого года запущен эксперимент по предоставлению рассрочки на оплату образовательных программ в системе дистанционного обучения, когда оплатить курс повышения квалификации можно частями с рассрочкой на шесть, восемь и двенадцать месяцев. Это позволит сделать доступнее качественное обучение в том числе в регионах.

Профильное образовательное пространство

В феврале 2021 года прошел профильный курс подготовки экспертов центров оценки квалификаций и экзаменационных центров. В чем его особенность?

– Особенность данного курса, как и всей профильной линейки этого года, заключается в привлечении советов по профессиональным квалификациям к реализации профильного модуля. Это позволило решить проблему, связанную с базовой направленностью курса Национального агентства развития квалификаций, когда в одной учебной группе обучались кандидаты в эксперты из разных сфер.

Вопросы методологической экспертизы оценочных средств для независимой оценки квалификации работников и организация независимой оценки квалификации работников, претендующих на осуществление определенного вида трудовой деятельности, должны преподаваться в рамках отдельного модуля, реализуемого вместе с СПК

Опыт обучения экспертов показал, что вопросы методологической экспертизы оценочных средств для независимой оценки квалификации работников и организация независимой оценки квалификации работников, претендующих на осуществление определенного вида трудовой деятельности, должны преподаваться в рамках отдельного модуля, реализуемого вместе с советами по профессиональным квалификациям. Наша инициатива была поддержана советами.

Профильность программ обучения позволила нам повысить эффективность обучения отраслевых экспертов, а им в свою очередь получить аккредитацию в качестве эксперта в совете по профессиональным квалификациям без лишних затрат времени и денег. Возвращаясь к автоматизированной системе контроля, хочу заметить, что после первого модульного курса мы констатировали рост удовлетворенности слушателей по критериям актуальность и востребованность учебных материалов.

 Какие механизмы используются для реализации таких программ?

– Эффективно используются Национальным агентством механизмы сетевого взаимодействия. Реализованы совместные образовательные программы с советами по профессиональным квалификациям в сфере образования, строительства, жилищно-коммунального хозяйства, физической культуры и спорта. Готовятся к постановке в учебное расписание профильные программы с советами по профессиональным квалификациям в области управления персоналом, агропромышленного комплекса. Реализован механизм методического взаимодействия. В настоящий момент около четверти Советов по профессиональным квалификациям вовлечены в эту работу. В перспективе – создание депозитария профильных модулей для экспертов в системе СДО Национального агентства.

Цифровая платформа НСК

Если мы говорим о цифровых платформах, несколько слов про повышение квалификации по цифровым ресурсам национальной системы квалификаций?

– В 2021 году Национальным агентством разрабатываются актуальные образовательные программы по цифровой платформе национальной системы квалификаций и предоставляемых пользователям сервисов. У нас уже были востребованы и успешно реализовывалась программы повышения квалификации для разработчиков оценочных средств с использованием программно-методического комплекса «Оценка квалификаций», также востребован и информационный модуль «Онлайн-экзамен».

В 2021 году Национальным агентством будут разработаны актуальные образовательные программы по цифровой платформе национальной системы квалификаций и предоставляемых пользователям сервисов.

Следуя логике развития цифровой платформы и ее модулей, мы разрабатываем микропрограммы обучения в рамках концепции «Цифрового набора работодателя». Микропрограммы будут посвящены решению практических задач с помощью модулей цифровой платформы и предоставлять возможность подписки на услуги (абонентского обслуживания). Уже сегодня мы можем дать практические навыки эффективного использования цифровых сервисов национальной системы квалификаций и помочь, например, HR-специалистам разработать систему оценки персонала и методик тестирования сотрудников. И все это – не выходя из офиса.

Беседовала Наталия Стоян