Поделиться в социальных сетях

Национальное агентство развития квалификаций занимается не только профессиональными, но и общими компетенциями и применяет свои методики и инструменты для того, чтобы описывать и оценивать их. Уже третий год в ходе мониторинга рынка труда Национальное агентство аккумулирует информацию о том, какие общие и профессиональные компетенции востребованы работодателями, анализирует требования к работникам в разных отраслях. Это открытые данные, с ними можно ознакомиться на сайте skillsscaner. Об этой работе мы поговорили с первым заместителем Генерального директора Национального агентства Юлией Смирновой.

Цифровая личность

Стратегия развития национальной системы квалификаций открыла дорогу к системной работе с общими компетенциями. В марте этого года Национальное агентство подписало соглашения о сотрудничестве с Государственным институтом русского языка им. А.С. Пушкина и Ассоциацией «Цифровая энергетика», в рамках партнерства будут формироваться и анализироваться общие коммуникационные и цифровые компетенции. Первоочередные задачи соглашения – развитие, внедрение, систематизация и оценка общих компетенций.

 – Предложенный при подписании формат пресс-конференции выглядит удачным. Стороны соглашения – из разных сфер. Что общего между русским языком и энергетикой в плане компетенций?

– С коллегами из Института русского языка мы делаем описание коммуникативных компетенций, с Ассоциацией «Цифровая энергетика» прописываем цифровые компетенции. Как справедливо заметила ректор Государственного института русского языка имени А.С. Пушкина, моя коллега, Маргарита Русецкая, сегодня формируется новая цифровая языковая личность – коммуникативные компетенции без цифровых компетенций сегодня не могут существовать. Связь коммуникации и экономики очевидна.

Вместе с Национальным агентством развития квалификаций мы сможем предложить методологию оценки коммуникативных компетенций всем заинтересованным сторонам, пригласить экспертов, предложить эти услуги корпорациям и компаниям. Это большая работа для имиджа русского языка на международной арене, языка мировой науки и культуры (Ректор Государственного института русского языка имени А.С. Пушкина Маргарита Русецкая)

Мониторинг рынка труда

– Агентство регулярно проводит мониторинг рынка труда. Какие общепрофессиональные компетенции сейчас  наиболее востребованы у работодателей?

 Для рабочих кадров самой востребованной общей компетенцией сегодня оказывается умение работать в коллективе, а для руководящего состава – лидерские качества. Одна из общих компетенций, которая нужна всем, – это знание своей отрасли.

Концепция цифровой трансформации электроэнергетики ставит конкретные задачи – в 2030 году доля высшего менеджмента, обладающего цифровыми компетенциями, должна составлять 90% сотрудников, а доля персонала – не менее 70% (руководитель департамента продвижения цифровой трансформации ПАО «Интер РАО» Анжелика Корнеева)

Другие востребованные общие компетенции – это, по данным мониторинга Национального агентства, навыки саморазвития, причем они являются важными для персонала на всех уровнях. Важными общепрофессиональными качествами являются инициативность, умение принимать решение и уметь обучать других, умение расставлять приоритеты.

Сейчас важны цифровые компетенции персонала, как высшего менеджмента, так и рабочего персонала. Мы создали экспертную группу, в которой активно работает и Национальное агентство развития квалификаций, мы уже инициировали, общими усилиями, большой проект по цифровым платформам (Юлия Холуева, исполнительный директор Ассоциации «Цифровая энергетика»).

Как ни странно, наименее востребованной общепрофессиональной компетенцией, по ответам работодателей, – стал кризис-менеджмент, что на фоне пандемии кажется тревожащим фактором.

– Возвращаясь к общим компетенциям, можно ли сказать, что они имеют одинаковое значение для всех профессий?

В различных профессиях есть свои более важные общепрофессиональные компетенции. Например, для экономических компетенций востребовано умение применять информационные технологии и работать в коллективе, а в педагогической сфере ключевыми являются – коммуникативные компетенции,  самоорганизация и самообразование. При этом в прошлом году в рамках ММСО мы обсуждали с коллегами, что в наше исследование выявило слабый интерес к цифровым компетенциям у воспитателей и руководителей образовательных организаций до школьного образования. Именно с этим были связаны провалы в поддержке детей и их родителей в период пандемии.

Трансформация профессий

– Исходя из данных мониторинга рынка труда, можно ли сделать вывод, что условный перечень исчезающих профессий в ушедшем году был обновлен?

Интересно наблюдать смену требований к содержанию труда. Старые профессии не исчезают, а новые – практически не возникают. Идет новое наполнение, переупаковка старых профессий. Например, вместо уборщиков теперь есть работники клининговых компаний, и у нас даже меняется отношение к этой работе. А в сфере строительства, например, появляются такие профессии, как менеджер-проектировщик, прораб-вотчер, специалист по системе «умный дом». Трансформируются и профессии, связанные с преподаванием.

Мы заинтересованы в разработке и продвижении новых кадровых технологий. Мы даем возможность органам государственной власти и компаниям проводить свои собственные небольшие или большие опросы, как мы это сделали совместно с Ассоциацией «Цифровая энергетика». При поддержке Фонда инфраструктурных и образовательных программ (группа РОСНАНО), Национальным агентством совместно с заводом по переработке пластмасс имени «Комсомольской правды» (г. Санкт-Петербург) была разработана методика полного цикла кадрового проектирования с учетом наиболее эффективных инструментов и цифровых сервисов национальной системы квалификаций.

Все наши проекты направлены на развитие национальной системы квалификаций, чтобы помочь различным отраслям и производствам перезапустить технологические процессы и производственные линии, а образовательным организациям – подготовить кадры необходимой квалификации, востребованные на рынке труда. Приглашаем все заинтересованные организации участвовать в проектах Национального агентства!

Беседовала Мария Лепина