Поделиться в социальных сетях

Современная ситуация на рынках труда характеризуется постоянными и существенными изменениями. Востребованность профессионально-педагогических квалификаций меняется не столько в количественном, сколько в качественном аспекте – меняется содержание деятельности педагогических работников. Несмотря на то, что педагогическая деятельность очень консервативна, профессионально-квалификационный ландшафт этой области профессиональной деятельности существенно изменился в последние годы. Появились новые деятельности и «гибридные» квалификации, требующие сочетания разнородных навыков и компетенций; модернизировалось большинство трудовых функций, в том числе в связи с цифровизацией и другими технологическими инновациями в обществе.

Совет по профессиональным квалификациям в сфере образования ведет работу по созданию Отраслевой рамки квалификаций (ОРК) работников образования, как основы для последующей систематизации и развитию трудовых отношений в отрасли.

Данная статья посвящена первым результатам деятельности по формированию ОРК в сфере общего образования.

Первым этапом стал анализ профессиональных стандартов сферы образования (4 стандарта для подсистемы общего образования). Нами проанализированы трудовые функции, которые выполняют педагоги какой-либо конкретной целевой группы. Как выяснилось в процессе анализа часть квалификационных требований были описаны в одном профессиональном стандарте, наименование которого соответствует названию целевой группы педагогических работников. Например, для учителя это стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования)». Для категорий педагогических работников «социальный педагог», «педагог-организатор», «педагог-библиотекарь», «тьютор», «воспитатель», «старший воспитатель» требования к квалификации содержались в нескольких фрагментах одного профессионального стандарта «Специалист в области воспитания» (чаще всего, в одной из представленных в нем обобщенных трудовых функций (ОТФ)).

В некоторых случаях специфика деятельности педагогического работника такова, что, по мнению экспертов, он может выполнять ее только при условии интеграции в своем функционале трудовых действий, отнесенных к разным профессиональным стандартам, точнее, которые следует отнести к разным профессиональным стандартам, согласно методологии их разработки. В настоящее время часть таких профессиональных стандартов не разработана или не утверждена, часть – не включает востребованных на рабочем месте трудовых функций. Поэтому далее опишем примеры, оперируя не понятием «профессиональный стандарт», а симметричным ему понятием «вид профессиональной деятельности».

В частности, классный руководитель осуществляет диспетчеризацию, организует коммуникации, необходимые для жизнедеятельности классного коллектива, выступает в роли воспитателя группы обучающихся (ОТФ «Воспитательная работа с группой обучающихся», профессиональный стандарт «Специалист в области воспитания»), тьютора в процессе самоопределения обучающегося. При этом ОТФ «Тьюторское сопровождение обучающихся» в составе указанного профессионального стандарта в актуальной редакции предусматривает позицию тьютора только для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью. Выступая в роли воспитателя группы обучающихся, классный руководитель включен в производственный процесс реализации образовательной программы и ответственен в числе прочего за формирование заданных федеральными государственными образовательными стандартами общего образования образовательных результатов (как минимум, метапредметных и личностных). Это заставляет обращаться за трудовыми функциями для профессиональной квалификации классного руководителя к профессиональному стандарту «Педагог … (воспитатель, учитель)». Таким образом, набор трудовых функций классного руководителя формируется из трех видов профессиональной деятельности: реализация образовательных программ, организационно-педагогическое сопровождение образовательного процесса и тьюторское сопровождение деятельности обучающегося.

Учителя средней и старшей школы общей практики, работающие с гетерогенными группами обучающихся, для успешного выполнения своих трудовых функций должны не только пользоваться и подбирать соответствующие учебно-методические ресурсы. Им необходимо их адаптировать (модифицировать) с учетом продвижения и индивидуальных запросов конкретных обучающихся. Таким образом, выполнение большей части трудовых функций в рамках вида профессиональной деятельности (ВПД) «Реализация образовательных программ» технически невозможно без выполнения трудовой функции из ВПД «Методическое обеспечение и методическое сопровождение образовательного процесса». Складывается ситуация, аналогичная «автономному обслуживанию», – концепции организации труда в современных инновационных промышленных производствах.

Приведенные примеры не позволяют подвести указанные профессиональные квалификации под термин «сквозные квалификации», поскольку трудовые функции интегрируются из профессиональных стандартов, регулирующих одну и ту же область профессиональной деятельности. Представляется, что для профессиональных квалификаций в области образования такой принцип формирования профессиональных квалификаций будет распространен. Предлагаем обозначать квалификации, включающие трудовые функции (ТФ) из разных видов профессиональной деятельности в составе области профессиональной деятельности (ОПД) «Образование и наука», термином «гибридные квалификации».

Массовой является практика выполнения одним работником функционала, относящегося к разным профессиональным квалификациям. Это происходит как вследствие специфики бизнес-процессов в области профессиональной деятельности, так и по причинам, связанным с организационно-штатной структурой или кадровой ситуацией в образовательной организации. Представляется важным зафиксировать такие комбинации квалификаций, которые, являясь, по сути, «внутренним совместительством» должностей, при этом: а) широко представлены в практике, б) рациональны с точки зрения обеспечения процессов образовательной организации кадровыми ресурсами.

Выделение рекомендованных комбинаций профессиональных квалификаций позволит предлагать работнику подтверждать, как одну из профессиональных квалификаций в составе комбинации, так и обе в рамках единой процедуры. Примерами таких комбинаций могут служить: «заместитель руководителя организации, руководитель структурного подразделения – учитель», «учитель – методист» и т.п.

Дескрипторы уровней квалификации в отраслевой рамке квалификаций

На втором этапе разработки ОРК «Общее образование» были разработаны дескрипторы уровней и подуровней квалификации для общего образования.

В процессе уточнения и детализации дескрипторов, прежде всего, учитывалась специфика базового (производственного) процесса, содержание которой включает следующие составляющие:

А). Особенности объекта профессиональной деятельности, который является субъектом, отсутствие технической возможности получения требуемого качества выхода без принятия субъектом (обучающимся) цели деятельности и выстраивания им собственной деятельности.

Как следствие этого обстоятельства, ОПД «Образование» характеризуется слабой возможностью стандартизации рабочих ситуаций и операций, а также неполной обусловленностью качества выхода качеством профессиональной деятельности работника.

Б). Взаимообусловленность и взаимозависимость различных составляющих выхода базового процесса (образовательных результатов). В образовательном процессе фактически все факторы связаны между собой (но зачастую слабыми связями). Поэтому взаимно-однозначные соответствия между факторами почти всегда отсутствуют.

Например, формирование какого-либо результата обучения может иметь воспитательный эффект и наоборот; освоение обучающимся предметного результата может осуществляться с использованием уже сформированного метапредметного образовательного результата и процесс формирования этого же предметного результата может быть использован как средство формирования этого же метапредметного результата и т.п.

В). Эквифинальность большей части процессов в образовании (схожих результатов можно достичь посредством различных наборов технологий, средств и инструментов).

Указанные особенности профессиональной деятельности в ОПД «Образование» обуславливают целесообразность стандартизации результатов и принципиальных характеристик базового процесса при существенной вариативности конкретных параметров процесса и требований к его ресурсам, позволяющим получить требуемое качество выхода.

В процессе выявления специфических параметров, формирующих ОРК «Общее образование» на основе Национальной рамки квалификаций РФ, были проанализированы ее дескрипторы, характеризующие квалификацию субъекта деятельности: «полномочия» и ответственность».

Дескриптор «полномочия и ответственность» уточнен по каждому подуровню квалификаций ОРК с учетом следующих показателей и критериев осуществления деятельности:

1)         общие параметры ситуаций, в которых принимаются решения о способе достижения целей профессиональной деятельности:

  • мера автономности в принятии решения, границы принятия решения (в рамках предписанного частного способа решения задачи или на основе выбора общего, принципиального способа достижения цели);
  • масштаб ситуации, в которой принимается решение (локального масштаба или масштаба образовательной организации в целом);
  • количества субъектов, на которых действует принимаемое решение (решение касается исключительно способа деятельности принявшего его субъекта или решение определяет способ деятельности субъектов внутренней среды образовательной организации в целом);

2)   мера неопределенности ситуаций, в которых принимаются решения:

  • степень вариативности (количество альтернативных вариантов решения, в том числе вариантов верного решения);
  • соотношение общего и особенного в ситуациях принятия решений:

а) мало подверженные влиянию других субъектов ситуации, которые могут быть однозначно соотнесены с типовыми,

б) ситуации, на которые оказывают заметное влияние другие субъекты и которые не могут быть однозначно сведены к типовой ситуации профессиональной деятельности;

– многозначность ситуации (разнообразие и количество факторов, которые должны быть учтены при принятии решения);

 

 

 

3)  тип связи сферы ответственности субъекта деятельности с областью непосредственного воздействия на объекты \ субъектов (от ответственности за выходы из тех подпроцессов и в отношении тех групп субъектов, на которых работник оказывает непосредственное воздействие, до статуса владельца производственного или вспомогательного процесса).

Дескриптор «характер знаний (наукоемкость деятельности)» дополнен, исходя из того, что для многих работников сферы образования знания в определенной области являются не только внутренним ресурсом выполнения деятельности, но и инструментом (средством) труда, поскольку одной из задач является организация освоения знаний и умений обучающимся. Поэтому содержание дескриптора для тех категорий работников, которые формируют знания и умения обучающегося, помимо описания требований к знаниям, необходимым для их формирования, включает требования к знаниям в той предметной области, к которой относятся осваиваемые образовательные результаты. Кроме того, рассматриваемый дескриптор уточнен для каждого подуровня в следующих аспектах:

  • характер знаний: теоретические – прикладные;
  • способ получения знания: в процессе обучения (под руководством) – самостоятельно (в том числе на основе эмпирического опыта);
  • мыслительные операции, необходимые в процессе получения требуемого знания или ситуативной информации (от поиска и извлечения по однозначно заданному основанию до синтеза нового знания).

Дескриптор «характер умений (сложность деятельности)» в ходе разработки ОРК конкретизирован по подуровням квалификации в следующих аспектах:

  • вид человеческой деятельности (например, производство, управление, проектирование);
  • сложность деятельности по составу (количество и разнообразие операций, мера линейности общего алгоритма);
  • мера стандартизации (рутинности) операций по способу и средствам выполнения.

Дескриптор «характер умений (сложность деятельности)» дополнен по уровням квалификаций дескрипторами, отражающими универсальные компетенции работника (soft skills). Универсальные компетенции выделены с опорой на персональные ресурсы, используемые работником в ситуации, для которой в его арсенале нет освоенных специальных способов деятельности. На этом основании охарактеризованы универсальные компетенции в сфере работы с информацией, коммуникации, разрешения проблем (самоменеджмента), самоанализа и саморазвития.

В основу уровневой дифференциации универсальных компетенций положены:

  • степень самостоятельности работника в активизации и использовании универсального способа деятельности;
  • сложность универсального способа деятельности по составу операций и мере нелинейности их выполнения.

Требования по уровням выстроены по принципу аккумуляции каждым более высоким уровнем требований всех более низких уровней.

Структурно-функциональный анализ профессионально-педагогической деятельности в сфере общего образования и его результаты

В ходе структурно-функционального анализа был сформирован перечень видов профессиональной деятельности в профессионально-квалификационной структуре общего образования посредством декомпозиции области профессиональной деятельности.

Весь массив выделенных видов профессиональной деятельности дифференцируется на две группы:

  • основные виды профессиональной деятельности, реализация которых непосредственно нацелена на достижение планируемых образовательных результатов обучающихся (обучения, воспитания, развития);
  • обеспечивающие виды профессиональной деятельности, формирующие необходимые условия для достижения планируемых образовательных результатов обучающихся; в их состав входит управление как вид деятельности (деятельность администрации образовательной организации) и деятельность психологов, методистов, социальных педагогов и др.

При этом за рамки анализа выносятся виды управленческой деятельности в образовательной организации, не связанные с образовательным процессом (заместителя руководителя по административно-хозяйственной части, экономике, руководителя подсобного хозяйства, маркетинговой службы и т.д.). Эти профессиональные квалификации, как правило, — сквозные (общие для разных отраслей).

Реестр ВПД сферы общего образования включает в себя следующие виды профессиональной деятельности:

  • ВПД 01. Реализация основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования.
  • ВПД 02. Реализация программ воспитания в составе основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования.
  • ВПД 03. Методическое обеспечение и методическое сопровождение реализации образовательных программ в образовательной организации общего образования.
  • ВПД 04. Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в образовательной организации общего образования.
  • ВПД 05. Коррекционно-педагогическое сопровождение обучающихся с нарушениями в развитии.
  • ВПД 06. Управление образовательной организацией.

 На третьем этапе разработки ОРК обобщенные трудовые функции декомпозировались на трудовые функции. Определения ОТФ и ТФ даны в Методических рекомендациях по разработке профессионального стандарта, утвержденных Минтруда России[1]:

  • обобщенная трудовая функция — это совокупность связанных между собой трудовых функций, сложившаяся в результате разделения труда в конкретном производственном или бизнес-процессе;
  • трудовая функция – это совокупность трудовых действий, в ходе реализации которых достигается функциональная цель деятельности.

Следует отметить, что именно такой подход рекомендуется Национальным агентством развития квалификаций: «Трудовая функция всегда направлена на получение или достижение определенного результата, определенным способом и в определенном контексте. Соответственно, результат, способ и контекст, как правило, указываются в наименовании трудовой функции. Ее наименование формулируется как наименование решаемой профессиональной задачи[2].

Эта часть структурно-функционального анализа педагогической деятельности выполнялась в соответствии со следующими правилами декомпозиции ОТФ на ТФ, установленными Национальным агентством:

  • трудовая функция направлена на выполнение относительно автономной и завершенной части бизнес-процесса (ее выполнение должно приводить к получению конкретного(ых) отчуждаемого(ых) результата(ов));
  • наборы действий и результаты выполнения различных трудовых функций не зависят друг от друга, а получаемый общий результат является не простой суммой результатов нескольких функций, а их синергией;
  • необходимо добиваться отсутствия дублирования (наличия в разных трудовых функциях одних и тех же трудовых действий);
  • процесс и результат выполнения трудовой функции должны быть объективно измеримы (фиксируемы) на основе определённых критериев, должна существовать возможность объективной проверки владения человеком любой из трудовых функций, причем, отдельно от других (требование диагностичности);
  • формулировка ТФ должна соответствовать профессиональной терминологии, положениям нормативной правовой базы и одинаково пониматься подавляющим большинством представителей профессионального сообщества[3].

Таким образом, ОРК разрабатывается на основе Национальной рамки квалификаций РФ с учетом следующих принципов:

  • отражение приоритетов отрасли и учет интересов организаций отрасли;
  • преемственность и непрерывность развития квалификационных уровней от низшего к высшему;
  • прозрачность описания квалификационных уровней для всех пользователей;
  • соответствие иерархии квалификационных уровней структуре разделения труда и системы образования Российской Федерации;
  • описание квалификационных уровней ОРК через показатели профессиональной деятельности;
  • описание видов профессиональной деятельности, а не работников, их выполняющих, и качества исполнения ими должностных обязанностей.

Формирование и утверждение отраслевой рамки квалификаций позволит приступить к независимой оценке квалификаций, оперативно менять содержание профессиональных стандартов, будет основанием для формирования объективной и прозрачной отраслевой системы оплаты труда.

[1] Утверждены приказом Минтруда России от 29 апреля 2013 г. № 170н.

[2] Методические рекомендации по разработке отраслевых рамок квалификаций, пакетной разработке профессиональных стандартов, квалификаций и спецификаций оценочных средств: Библиотека методиста совета по профессиональным квалификациям, с.38 // Режим доступа: https://nark.ru/lib/?type=2.

[3] Методические рекомендации по разработке отраслевых рамок квалификаций, пакетной разработке профессиональных стандартов, квалификаций и спецификаций оценочных средств: Библиотека методиста совета по профессиональным квалификациям, с.39 // Режим доступа: https://nark.ru/lib/?type=2