Поделиться в социальных сетях

Основоположник и руководитель проекта SIKE ведет блог на «Яндекс.Дзен», свободное время уделяет конному спорту и уже 15 лет вместе с командой разрабатывает интерактивные курсы и виртуальные тренажеры для отработки практических навыков рабочих специальностей. В этом году в лидерах – цифровые практики для стропальщиков, слесарей-ремонтников, сварщиков и автомехаников. Про достоинства и недостатки – наш разговор с Юлией.

Компания «Корпоративные системы Плюс» (бренд SIKE) ведет свою историю с 2008 года. Согласно данным финансовой отчетности, она входит в десятку крупных в своем регионе – стоимость бизнеса стремится к 100 млн руб., количество сотрудников – более 50 человек. В «Корпоративных системах» Юлия Чудинова прошла путь от разработчика-практиканта до генерального директора.

Юлия, электронные курсы – идеальное решение для формирования теоретической базы или soft skills? В последнее время цифровые учебные программы подвергаются критике.

– Я считаю, что идеального ничего не бывает. У каждого решения есть свои преимущества и недостатки. Это относится и к электронным курсам. С одной стороны, есть много преимуществ: можно учиться в удобное время, можно выстраивать индивидуальную траекторию обучения, двигаться со своей скоростью и т.д. Но, с другой стороны, у обучающегося далеко не всегда есть возможность задать вопросы, обсудить в группе спорные моменты.

На 2021 год у нас уже запланировано немало интересных проектов, среди которых виртуальные тренажерные комплексы: «Работа на высоте VR», «Электромонтер», «Машинист крана общего назначения VR».

При изучении просто теоретического материала такие ситуации возникают и будут возникать. Например, может быть свое мнение, человек просто может быть не согласен с изложенным в курсе материалом, и некому пояснить, кто прав, а кто нет. Когда есть живые люди, с которыми можно обсудить материал, когда есть преподаватель, который может объяснить сложные моменты, эффект от обучения будет намного выше. Эффективность обучения с помощью цифровых решений очень сильно зависит от качества этих решений. К сожалению, в общей массе качество цифровых учебных программ оставляет желать лучшего.

Вы занимаетесь разработкой тренажеров. Востребованы ли сегодня VR-тренажеры для отработки практики? Каковы их перспективы? 

– VR-тренажеры набирают популярность. Это связано с удешевлением «железа», которое необходимо приобретать для работы в виртуальной реальности. Мне лично очень нравятся эти виртуальные практики, потому что эффект присутствия потрясающий. Если говорить про затраты на тренажеры, то в принципе использование любых качественных решений – это затраты. Можно сделать полигон с реальным оборудованием, а можно сделать учебные классы с цифровыми тренажерами. Оба варианта подойдут, но цифровые тренажеры в итоге выгоднее и с точки зрения приобретения, с точки зрения дальнейшего обслуживания и безопасности обучения и эксплуатации. Виртуальные тренажеры позволяют формировать навыки в случае не только стандартных ситуаций, но и внештатных, аварийных.

Доступны ли цифровые тренажеры для небольших компаний? Центров оценки квалификаций?

– С точки зрения разработки тренажеров это достаточно дорогостоящие решения, которые действительно не могут позволить себе все участники системы независимой оценки персонала. С 2015 года мы начали развивать линейку готовых решений (курсов и тренажеров), которые можно купить, поставить и использовать. Они позволяют сформировать базовые знания и навыки проведения различных технологических процессов, ремонта и обслуживания оборудования. Человек учится применять свои знания для того, чтобы получить необходимый продукт в конце. Он может сам принимать решения, как действовать, «опираться» на подсказки. Тренажер – это прежде всего получение и отработка навыков, использование тренажеров эффективно в паре с хорошим преподавателем, который будет помогать понять технологию, понять происходящие процессы.

Виртуализация отработки практических навыков – это потребность бизнеса или новая догма EduTech?

– Я убеждена, что цена должна соответствовать той ценности, которую даст курс/тренажер. Надо объективно смотреть на ситуацию, учитывать, какие задачи необходимо решить. Исходя из этого, принимать решения, что делать и какие технологии для этого использовать. В отдельных случаях виртуализация нужна и даст хороший результат, в других ситуациях она нецелесообразна. Сейчас чувствуется, что зачастую VR-тренажеры делают, потому что это модно, интересно, круто. Но можно было решить задачу отработки практических навыков более дешевыми, но не менее наглядными и понятными способами. Бизнес пока еще осторожно относится к таким инвестициям.

 

Какие направления виртуализации практической подготовки по рабочим специальностям наиболее востребованы?

– Однозначного ответа у меня нет. В разные периоды – разные лидеры. Конкретно сейчас наиболее популярны стропальщик, слесарь-ремонтник, сварщик, автомеханик. Также можно отдельно выделить популярные решения по направлениям: первая помощь, работа на высоте, электробезопасность и др.

Разберем практические кейсы. 

Тренажер-симулятор «Газовщик доменной печи»

Заказчик: Группа компаний «Метинвест» (ООО «Метинвест-Холдинг»)

Цель: Выработать и отработать устойчивые навыки действий технологического персонала в случаях возникновения нестандартных и аварийных ситуаций при выплавке чугуна на различных типах доменных печей.

Решение: Доменный процесс получения чугуна является одним из самых сложных в металлургии. Для него характерна как значительная непредсказуемость, за счет влияния на процесс множества факторов, так и высокая степень инертности.

Поэтому одним из наиболее важных навыков профессионального газовщика является умение выявить и устранить расстройство хода доменной печи на ранних этапах. Не менее важны оперативные и слаженные действия персонала доменного цеха при возникновении аварийных ситуаций, поскольку неверные действия или промедление могут вызвать значительные производственные потери, разрушение конструкций и даже гибель людей. Самый эффективный способ отработки навыков – тренажер-симулятор. Тренажер позволяет сформировать у сотрудников устойчивые навыки в случае аварийной ситуации и довести их до автоматизма. За 7 месяцев мы создали такой тренажер, он был успешно внедрен заказчиком в процесс обучения.

Еще один интересный проект. 

Серия тренажеров для изучения устройства технологического оборудования

(3D-атласы)

Заказчик: ЧОУ ДПО «Корпоративный университет «Норильский никель»

Цель: Максимально наглядно объяснить устройство и принципы работы сложнейших узлов технологического оборудования.

Решение: Совместно с представителями корпоративного университета «Норильский никель» мы составили перечень оборудования, для эффективного изучения которого необходимо максимальное привлечение наглядных средств обучения. Изучив предметную область, мы поняли, что перечисленное выше оборудование имеет сложную конструкцию, много составных узлов и ряд технологических нюансов. Поэтому предложили заказчику комплексное решение – разработать интерактивный тренажер для изучения устройства с анимационными роликами по принципам работы оборудования. Интерактивный тренажер (3D-атлас) позволяет изучать устройство как в целом, так и отдельные его части. Изучение происходит при помощи 3D-моделей, которые в точности повторяют реальное оборудование. Тренажер позволяет заглянуть внутрь оборудования, изучить расположение составных частей установок, их назначение, технические характеристики и запустить анимационные ролики. Для подачи информации по принципам работы оборудования было разработано 28 анимационных роликов. Помимо обучения, тренажер позволяет проводить проверку полученных знаний.

Согласно данным маркетинговых исследований, рынок виртуальных тренажеров будет демонстрировать уверенный рост. Основные проблемы – затраты на создание инфраструктуры, внедрение программного обеспечения, высокая стоимость разработки в сегменте VR, необходимость приобретения оборудования. Перечисленные сложности тормозят виртуализацию практической подготовки по рабочим профессиям. Снижение затрат на разработку – одна из важнейших стратегических задач. Поэтому впереди у нас – конкуренция компаний, становление крупных игроков. А это значит, что следить за цифровой трансформацией в сфере производственного обучения будет интересно.

Сергей Брин