Поделиться в социальных сетях

Елена Казарина окончила Самарский государственный университет по специальности «социальная психология» в 1999 году. В 2004 году прошла обучение по применению технологии оценки профессиональной компетентности в рамках французско-российского пилотного проекта. Лауреат конкурса публикаций менеджеров профессионалов  «Большая игра – 2013», организованного редакцией E-xecutive.ru и издательством «Альпина Паблишер» в номинации «Карьера». В 2016 году Елена Владимировна работала в Центре профессионального образования Самарской области в должности руководителя направления «Развитие НСК на региональном уровне». В настоящий момент она возглавляет АНО «Центр оценки квалификаций Самарской области».

Требуется специалист с практическим опытом работы

Елена Владимировна, Вы – сертифицированный эксперт по вопросам внедрения НСК. Как Вы пришли в эту сферу?

Моя деятельность, связанная с НСК, началась пять лет назад. В 2016 году руководство Центра профессионального образования Самарской области, наделенное полномочиями Регионального методического центра (РМЦ), пригласило меня на позицию руководитель направления развития НСК в регионе.  До прихода на работу в Региональный методический центр развития квалификации Самарской области я более 15 лет работала в службе управления персоналом промышленных предприятий, специализируясь на вопросах оценки, развития и обучения персонала. Руководству РМЦ по направлению «Развитие НСК на региональном уровне» требовался специалист с практическим опытом работы в бизнесе, разбирающийся в процессах управления персоналом. Это связано с тем, что в конечном счете, безусловно, у Национальной системы квалификаций есть два основных потребителя – бизнес и сфера образования.

Отмечу, что еще до моего прихода в РМЦ уже был значительный накопленный опыт внедрению оценочных процедур для выпускников колледжей и техникумов.

В 2016-2017 годах в тандеме с Министерством труда, занятости и миграционной политики Самарской области мы очень серьезно продвинулись в деле внедрения НСК в нашем регионе. Действуя на основании постановления Правительства РФ №584, обязывавшего бюджетные учреждения и госпредприятия применять профстандарты, мы провели цикл открытых семинаров «Профстандарты: практическое применение», на которых обучились около трехсот человек. Я была основным модератором этих семинаров.

Обучение и развитие сотрудников

Насколько сегодня соотносятся профстандарты и локальные документы организаций?

Эффективность внедряемых новаций очень сильно зависит от кадровой политики, корпоративной культуры и этапа развития конкретной организации. Внедрение профессиональных стандартов всегда начинается с того, что работодатель сравнивает свои квалификационные требования с требованиями профессиональных стандартов, и после этого принимает решения об оценке квалификации, обучению и  развитию своих сотрудников. Именно так действуют компании, стремящиеся обеспечить высокую квалификацию своего персонала (например, ЛУКОЙЛ) – они используют профессиональные стандарты как мощный инструмент реализации политики независимой оценки квалификации (НОК).

Эффективность внедряемых новаций очень сильно зависит от кадровой политики, корпоративной культуры и этапа развития конкретной организации.

Отмечу, что система НОК сегодня предлагает весьма эффективные инструменты оценки квалификации и минимизирует субъективизм в этом вопросе.

К сожалению, многие бюджетные организации сегодня по финансовым причинам не могут развернуть полноценную работу по оценке и повышению квалификации своих сотрудников. Более того, некоторые организации вынуждены занижать квалификационные требования к своим сотрудникам по сравнению с профессиональными стандартами.

Локомотивы роста.

Дорожная карта развития НСК в регионах, рассчитанная до 2024 года, возлагает решение задачи по внедрению профстандартов на РМЦ, региональные объединения работодателей и органы исполнительной власти. По Вашему мнению, кто должен здесь «играть первую скрипку»?

В идеале, на мой взгляд, основным локомотивом должен быть региональный союз промышленников и предпринимателей. Конечно, подключение местных министерств тоже очень важно, но наиболее эффективное внедрение НСК происходит тогда, когда первые лица и руководители HR-служб предприятий действительно в этом заинтересованы.

 

 

Какие показатели можно было бы использовать при оценке эффективности внедрения профстандартов на предприятиях – количество внедренных стандартов, количество сотрудников, прошедших НОК?

Если мы говорим о KPI, то наибольшее значение, на мой взгляд, имеет показатель использования независимой оценки квалификации в аттестации персонала и количество сотрудников, прошедших НОК.

Если мы говорим о ключевом показателе эффективности внедрения профстандартов, то наибольшее значение, на мой взгляд, имеет число использования независимой оценки квалификации в аттестации персонала и количество сотрудников, прошедших НОК.

Отбор профессиональных стандартов и формирование их списка – это только «верхушка айсберга». Хотя, конечно, важно, если HR-служба предприятия учитывает профессиональные стандарты при формировании штатного расписания и утверждении должностных обязанностей.

Качественное обучение – залог успеха.

Как Вам помогает в работе Академия НАРК?

Участие в НСК требует специальных компетенций и предметного обучения. Свой первый специализированный учебный курс я прошла в Академии развития квалификаций. Затем последовало обучение по программе «Разработка и валидация оценочных средств для независимой оценки квалификации» в очно-дистанционном формате. Это было необходимо в связи с тем, что СПК в автомобилестроении предложил мне принять участие в рабочей группе по разработке оценочного средства.

Участие в НСК требует специальных компетенций и предметного обучения. Свой первый специализированный учебный курс я прошла в Академии развития квалификаций Национального агентства.

Отмечу, что учебная программа, предложенная Академией, была очень качественной по методологии и экспертному уровню, а также интересной по форме. С учетом имевшегося у меня практического опыта в части разработки ключевых моделей компетенций и организации разработки оценочных средств, обучение в Академии дало серьезный эффект.

Продолжаете ли Вы повышать свою квалификацию?

Да, конечно. В частности, я и мои коллеги в конце прошлого года прошли обучение на организованном Академией семинаре «Подготовка экспертов центров оценки квалификации». Это связано с тем, что ровно год назад в рамках национального проекта «Образование» при поддержке Министерств образования и науки Самарской области был создан «Центр оценки квалификаций Самарской области», руководителем которого я являюсь. Так как на базе нашего центра планируется запуск экзаменационного центра оценки квалификаций профессионального стандарта «Педагог», это потребовало обучение по данной программе.

В целом хочу отметить, что учебные программы Академии адресно адаптированы под задачи и функциональные обязанности практических специалистов, экспертов и  представителей региональных органов исполнительной власти, занятых в реализации НСК, что делает семинары Академии важнейшим и очень эффективным инструментом при проведении этой масштабной, сложной и многогранной работы.

Беседовала Наталия Стоян